Итоги переговоров России и США по Украине были охарактеризованы как «конструктивные», хотя к окончательному компромиссному варианту прийти не удалось. Несмотря на «промежуточный» характер диалога, изменился контекст и подход сторон к вопросу урегулирования конфликта. О трех ключевых моментах в переговорах Кремля и Белого Дома читайте в колонке политического аналитика, кандидата исторических наук Александра Чаусова — специально для NEWS.ru.
Политический аналитик, кандидат исторических наук Александр Чаусов
Момент первый. Почему США «умывают руки» в украинском вопросе
Переговоры России и США по мирному урегулированию на Украине, которые начались вечером 2 декабря в Москве, продлились около 5 часов. Американскую делегацию представляли спецпосланник главы Белого дома Стив Уиткофф и зять Трампа, инвестор и основатель компании Affinity Partners Джаред Кушнер.
От России в переговорах участвовали президент Владимир Путин, спецпредставитель по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев и помощник президента Юрий Ушаков.
Последний охарактеризовал беседу, как «весьма конструктивную и содержательную», однако отметил, что к компромиссному соглашению сторонам пока прийти не удалось.
«Некоторые американские наработки выглядят более-менее приемлемо. Но их нужно обсуждать. Некоторые формулировки, которые нам были предложены, нам не подходят», — подчеркнул чиновник.
По словам Ушакова, в центре внимания были пункты о территориях, а также «обсуждались огромные перспективы будущего экономического взаимодействия двух стран». Встречи и диалог двух государств будут продолжены в дальнейшем в аналогичном формате.
Юрий Ушаков отвечает на вопросы журналистов во время пресс-подхода после встречи президента РФ Владимира Путина и спецпосланника президента США Стивена Уиткоффа
Казалось бы, приблизительно такие же итоги были и у встречи Путина и Трампа в Анкоридже, однако, с тех пор несколько изменился контекст. Параллельно с переговорами в Москве, Трамп на встрече с кабинетом министров в Вашингтоне вновь коснулся темы Украины и сделал это в категоричном ключе.
«У нас есть проблема с конфликтом, который наши люди сейчас пытаются урегулировать, между Россией и Украиной. Мы больше не участвуем в этом конфликте финансово», — заявил глава Белого дома.
Слова американского президента бывают весьма противоречивы, но, кажется, на этот раз Трамп определился со своим отношением к Украине окончательно. Более того, США через Национальное антикоррупционное бюро Украины и раскрутку коррупционного скандала в высших эшелонах киевской власти весьма активно поспособствовали распространению и закреплению этого отношения в массовом сознании.
Украина перестала быть интересна Трампу, как объект капиталовложений, разного рода «сделок» и даже в качестве механизма давления на Россию. Единственное, что ему нужно — это демонстрация своих политических успехов, как глобального миротворца. Поэтому разговор Вашингтона с Москвой входит в куда более конструктивное и предметное русло.
Встреча со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом
Момент второй. Почему Европа оказалась вне диалога по Украине
Косвенно версия о том, что США «умывают руки» в отношении Украины подтверждается реакцией европейских политиков. Глава МИД Германии Йоханн Вадефуль буквально за несколько часов до встречи российской и американской делегаций в Москве, заявил, что его страна приветствует миротворческие усилия США.
«Я хотел бы прямо сказать от имени правительства Германии, что мы очень благодарны американской администрации за инициативу, а также за продолжение усилий», — подчеркнул дипломат. И отметил: «Это, конечно, будет невероятно тяжелый процесс для Украины, который может закончиться референдумом».
Есть подозрение, что довольно скоро подобные слова прозвучат и от других европейских чиновников. Но не в силу того, что они внезапно превратились в «голубей мира» или поняли, каково на самом деле положение Украины в конфликте. Ситуация куда прозаичнее: у Европы просто нет ресурсов на то, чтобы «тянуть» киевский режим в одиночку.
К тому же, сейчас в Европе на ниве борьбы с коррупцией началось примерно то же, что происходит в последние недели в Киеве. Бельгийская полиция провела обыски в штаб-квартире Службы внешних связей ЕС и Колледже Европы по подозрению в мошенничестве при закупках. По итогам этих мероприятий была задержана бывший верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Бывший верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини
По сообщениям западных СМИ, вся европейская дипломатия «была в шоке» и «отказалась от комментариев» по поводу данного инцидента. Теперь все узнали, как с украинского на «общеевропейский» переводится словосочетание «дело Миндича».
Иными словами, Европе вдруг стало не до Украины, а если говорить непосредственно о переговорном процессе, то еще 30 ноября емкую характеристику по этому поводу выдал глава МИД России Сергей Лавров.
«Европа самостоятельно отстранила себя от переговоров по Украине», — почеркнул российский дипломат, сославшись на то, что провал миротворческих усилий ЕС можно отсчитывать еще с 2014 года.
Свидетельством того, что США также перестали считать Европу полноценным и адекватным участником диалога, может служить и тот факт, что госсекретарь Марко Рубио, который максимально плотно коммуницировал именно с Брюсселем, фактически был «подвинут» от переговорного процесса.
В преддверии визита американской делегации, максимально прямолинейно об отношении к Европе заявил и Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что участие европейских политиков в переговорном процессе возможно, если они «вернутся на почву реальности, исходя из той ситуации, которая складывается на земле».
Момент третий. Украина не понимает этих перемен и сама закапывает себя
Кажется, единственные, кто не осознал, что ситуация начала кардинально меняться — представители киевского режима. В день встречи делегаций России и США Украина атаковала ряд российских гражданских объектов своими беспилотниками. Над Республикой Крым по данным Минобороны РФ, 2 декабря в период с 17.00 до 20.00 было сбито шесть БПЛА.
Также 2 декабря атаке украинского беспилотника в Черном море подвергся российский танкер Midvolga 2. Реакция России на эти действия оказалась максимально прозрачной.
Танкер Midvolga 2.
В ходе Международного инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» Владимир Путин расценил это нападение, как пиратство.
«Если это будет продолжаться, мы рассмотрим возможность ответных мер в отношении судов тех стран, которые помогают Украине осуществлять эти пиратские операции. <…> Самый радикальный способ — это отрезать Украину от моря», — заявил глава государства.
Подобного рода провокации Украины могли бы сработать в прошлом, когда любое нападение киевского режима на гражданские объекты России воспринимались Западом, как «военный прорыв», а то и «победа Украины в важном сражении» Однако, на текущий момент эти акции, кажется, не принесли Зеленскому и его окружению ничего, кроме новых проблем.
Характерно еще и то, что Путин перед встречей с Уиткоффом и Кушнером, посетил не только форум «Россия, вперед!», но и один из пунктов управления Объединенной группировки войск. На обеих площадках глава государства в очередной раз публично коснулся темы СВО, текущего положения дел в зоне конфликта и позиции России в отношении и Киева, и Вашингтона, и Брюсселя.
Фактически, эти выступления глава государства использовал, как возможность еще раз напомнить «западным партнерам» о ключевых приоритетах России в отношении специальной военной операции и о том, каких именно гарантий ожидает наша страна по итогам мирного урегулирования.
А это, как нетрудно догадаться, признание освобожденных российских территорий, ограничение численности ВСУ, денацификация и демилитаризация Украины. И если Киев не поймет этих императивов дипломатическим путем, то все так или иначе решится непосредственно на поле боя.
Читайте также:
«Добрым словом и пистолетом»: как США принуждают Украину к миру
Украина гниет заживо из-за коррупции: подробности, что это значит для РФ
Встреча Путина и Трампа: звонок Зеленскому, отмена обеда. Последние новости