В последние годы Boeing Company лихорадит. Две авиакатастрофы лайнеров Boeing 737 MAX, унесшие 346 жизней, судебные иски, убытки, превышающие 20 миллиардов долларов, отставка президента компании Дэвида Кэлхуна и, наконец, проблемы с многоразовым космическим кораблем Boeing CST-100 Starliner. Как же символ Америки дошел до жизни такой? Почему компания переживает самый серьезный кризис в своей истории и что ее ожидает дальше?

Легенда Америки

Америка всегда стремилась быть мировым лидером во многих областях, и авиастроение не исключение. США могли сотрясать кризисы, но американцы всегда знали, что их авиапром лучший в мире. В США было много авиастроительных фирм, создававших самолеты и вертолеты, многие из которых стали легендами. А лидером в этой отрасли была компания, основанная в 1916 году Уильямом Боингом.

Созданные Boeing самолеты внесли колоссальный вклад в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress находится в строю с 1955 года, стратегический разведчик Boeing RC-135 несет свою службу с 1965 года, а транспортный вертолет Boeing CH-47 Chinook выпускается до сих пор, хотя в строевые части американской армии начал поступать в далеком 1962 году. А кто мог представить, что появившийся в 1968 году лайнер Boeing 737 станет не только самым массовым реактивным лайнером в мировой истории, но и будет оставаться в производстве и в 2024 году?

Boeing 737 не только озолотил Boeing, но и привел к нынешнему кризису. Считается, что руководство Boeing на волне успеха 737-го просто расслабилось и стало думать только о прибыли, а не о самолетах. Создавать наследника 737-го? А зачем? Ведь сейчас эта модель пользуется огромным спросом.

Кто-то говорит, что из-за такой политики Boeing уже проиграла борьбу за покупателя европейскому авиаконцерну Airbus. Кто-то утверждает, что шансы на спасение еще есть.

 Boeing 737 MAXФото: AP/TASS Boeing 737 MAX

Сэкономили и угробили людей

Именно нежелание отдавать на откуп Airbus сегмент узкофюзеляжных лайнеров, где позиции европейцев заметно усилились с началом выпуска в 2014 году лайнера Airbus А320neo, привело к тому, что Boeing решила модернизировать свой 737-й, разработав версию под названием MAX. Работы шли в спешном порядке, инженеры спешили, руководство нервничало. И это при том, что 737-й и 737 MAX должны были сильно отличаться друг от друга. Первый полет 737 MAX прошел в январе 2016 года, а уже в марте 2017-го началась его эксплуатация! Сроки для современной гражданской авиации беспрецедентно короткие.

Улучшения в первую очередь заключались в установке новых двигателей, из-за габаритов которых пришлось искать компромиссные решения (моторы были больше ранее устанавливаемых). С этой задачей инженеры Boeing справились, однако при определенных режимах полета самолет начинал самопроизвольно задирать нос. Эту «болезнь» вылечили установкой компьютерной программы MCAS, которая должна была выравнивать самолет. И все было бы ничего, но MCAS оказалась несовершенной.

И вместо того, чтобы доработать MCAS или обучать пилотов работать с ней (что недешево), в Boeing решили просто промолчать. Ибо Airbus наступал на пятки и переманивал клиентов. О неприятных особенностях Boeing 737 MAX пилотам не сказали. И трагедия — вернее, две — не заставила себя ждать.

В 2018 и 2019 годах разбились два Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии. И как раз из-за действий программы MCAS, которая отправила самолеты в пике, к чему пилоты были совершенно не готовы. После второй катастрофы многие авиакомпании приостановили полеты лайнеров данной модели. Boeing оказалась в центре грандиозного скандала, репутации компании был нанесен серьезный ущерб, особенно когда выяснилось, что она передавала недостоверные сведения Федеральному управлению гражданской авиации США.

Спасатели ищут обломки самолета Boeing 737 MAX 8, который потерпел крушение 10 марта 2019 годаФото: XinHua/Global Look PressСпасатели ищут обломки самолета Boeing 737 MAX 8, который потерпел крушение 10 марта 2019 года

Никто не верит в случайные смерти

Но на этом проблемы Boeing не закончились. Компании фактически пришлось проводить повторную сертификацию лайнера, решать множество проблем юридического характера, выплачивать неустойки авиакомпаниям. И только в конце 2020 года полеты Boeing 737 MAX возобновились.

При этом на компанию теперь смотрели подозрительно, расследование продолжалось, самолеты Boeing преследовали проблемы... А потом при весьма загадочных обстоятельствах скончались два бывших инженера Boeing, о причинах этих проблем рассказавшие. Совпадение? Не думаю!

Но что будет дальше? Банкротство Boeing? Несмотря на всю сложность ситуации, скорее всего, проблемы с властями США компания решит традиционным способом — сделкой со следствием и выплатой штрафа. Не стоит забывать, что Boeing является одним из любимых подрядчиков Пентагона и входит в тройку крупнейших продавцов оружия в мире.

Поэтому вряд ли американские власти заинтересованы в том, чтобы серьезно наказывать не просто символ Америки, но и один из столпов ВПК. К тому же в свое время основатель компании Уильям Боинг тоже был пойман на махинациях, однако ему удалось построить крупнейшую аэрокосмическую компанию мира.

Читайте также:

Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ

Месть за Севастополь? В США испугались российских ракет у хуситов

МиГ-701: советская легенда, так и не увидевшая небо

Русская ракета X-101: страшный сон НАТО и ВСУ