27 сентября 2025 в 10:10

Самые известные затонувшие суда и их легендарные сокровища

«Титаник»: величайшая морская трагедия в истории «Титаник»: величайшая морская трагедия в истории Фото: Сгенерировано в Midjourney/NEWS.ru

Глубины мирового океана хранят бесчисленные секреты человеческой истории — затонувшие корабли, превратившиеся в подводные усыпальницы, наполненные богатствами и трагическими воспоминаниями. Эти известные затонувшие суда продолжают будоражить воображение исследователей и любителей приключений.

«Титаник»: величайшая морская трагедия в истории

Судьба «Титаника» остается одной из самых пронзительных драм в истории мореплавания. Его крушение в ночь на 15 апреля 1912 года унесло жизни от 1495 до 1640 человек из 2208–2225 находившихся на борту. Причинами катастрофы стали столкновение с айсбергом, высокая скорость движения в опасных водах (22,5 узла) и недостаточное количество спасательных шлюпок. Лайнер, считавшийся непотопляемым, затонул за 2 часа 40 минут, что выявило серьезные недостатки в правилах морской безопасности того времени.

Интересно, что катастрофа была предсказана заранее. В 1898 году, за 14 лет до трагедии, американский писатель Морган Робертсон опубликовал повесть «Тщетность», где описал гибель похожего корабля «Титан» в аналогичных обстоятельствах. Кроме того, британский журналист Уильям Томас Стед, погибший на «Титанике», в 1886 году опубликовал статью, предупреждавшую о рисках недостатка шлюпок на лайнерах.

Технические характеристики «Титаника» впечатляли: длина 269 метров, водоизмещение 52 310 тонн, мощность силовой установки 55 000 л.с. На борту находились роскошные помещения для пассажиров первого класса, включая бассейн, корт для сквоша и турецкую баню.

После катастрофы была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (1914), ужесточившая требования к безопасности судов. Обломки лайнера были обнаружены только в 1985 году на глубине 3750 метров. С тех пор было поднято множество артефактов, но большая часть сокровищ и личных вещей пассажиров и членов экипажа до сих пор покоится на дне.

Titanic достраивается на верфи Harland and Wolf Shipyard, Белфаст, 1911–1912 Titanic достраивается на верфи Harland and Wolf Shipyard, Белфаст, 1911–1912 Фото: IMAGO/www.imago-images.de/Global Look Press

«Нуэстра Сеньора де Аточа»: сокровища Нового Света

История испанского галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа» читается как приключенческий роман. Он затонул 6 сентября 1622 года у побережья Флориды во время шторма. Корабль перевозил ценности, собранные в колониях Испании: по некоторым данным, 24 тонны серебряных слитков, 1,8 миллиона серебряных песо, 125 золотых слитков, а также медь, табак и драгоценности. Общая стоимость сокровищ оценивается в 450 миллионов долларов.

Крушение вызвало гнев испанского короля Филиппа IV, который крайне нуждался в средствах для ведения Тридцатилетней войны. Испанцы предпринимали несколько попыток поднять сокровища, но безуспешно. Поиски галеона возобновились в XX веке благодаря американскому искателю сокровищ Мелу Фишеру. После 16 лет поисков, 20 июля 1985 года, команда Фишера обнаружила основную часть груза. Среди находок были:

  • 150 000 серебряных монет;

  • более 1000 серебряных слитков;

  • 3200 изумрудов;

  • золотые изделия и украшения.

Поиски осложнялись тем, что галеон лежал на глубине 16 метров, но был скрыт под слоем песка. Фишер использовал новаторские технологии, включая «почтовые ящики» — устройства, создававшие вертикальные струи воды для размывания грунта. В 2011 году были обнаружены новые артефакты, включая 10-каратное золотое кольцо с изумрудом стоимостью 500 000 долларов. Большая часть поднятых сокровищ выставлена в Морском Музее Мела Фишера во Флориде.

«Нуэстра Сеньора де Аточа»: сокровища Нового Света «Нуэстра Сеньора де Аточа»: сокровища Нового Света Фото: Сгенерировано в Midjourney/NEWS.ru

«Сан-Хосе»: миллиардная загадка Карибского моря

Испанский галеон «Сан-Хосе» затонул 8 июня 1708 года после боя с британской эскадрой у берегов Колумбии. На его борту находились сокровища, собранные в американских колониях Испании: золотые и серебряные монеты, изумруды и другие ценности, предназначенные для финансирования войны за испанское наследство. Взрыв порохового погреба мгновенно отправил на дно корабль и 600 человек экипажа.

Стоимость груза оценивается до 20 миллиардов долларов, что делает «Сан-Хосе» «Святым Граалем затонувших кораблей». «Сан-Хосе» был частью «Серебряного флота» — стратегической артерии, питавшей военную машину Испанской империи. Его груз включал тонны золота, серебра и изумрудов, собранных за несколько лет в Южной Америке. В 2015 году галеон был обнаружен колумбийскими властями на глубине около 1000 метров. Идентификация проводилась с помощью подводных роботов, которые сняли монеты с характерной чеканкой 1707 года. Это вызвало международный спор о правах на сокровища:

  • Колумбия утверждает, что корабль найден в ее территориальных водах и является частью ее культурного наследия.

  • Испания апеллирует к международному морскому праву, согласно которому военные корабли остаются собственностью государства, под чьим флагом они ходили.

  • Коренные народы Боливии (кхара-кхара) требуют компенсации за действия испанских колонизаторов.

Власти Колумбии планируют начать подъем сокровищ в ближайшее время, но процесс осложняется техническими и юридическими трудностями. Поэтому судьба галеона пока не решена.

«Сан-Хосе»: миллиардная загадка Карибского моря «Сан-Хосе»: миллиардная загадка Карибского моря Фото: Shutterstock/FOTODOM

«Эдинбург»: золотая сделка военного времени

Британский крейсер «Эдинбург» был торпедирован немецкой подлодкой U-456 в Баренцевом море 30 апреля 1942 года. На его борту находилось 465 золотых слитков общим весом 5,5 тонн, которые СССР отправлял союзникам в качестве оплаты военных поставок. Золото было застраховано в Госстрахе СССР, а часть перестрахована британским Комитетом по страхованию военных рисков.

Предположения о том, кому предназначалось золото:

  • Оплата советских закупок в Великобритании и США сверх программы ленд-лиза.

  • Часть «обратного ленд-лиза» — для производства средств связи для СССР.

  • Возможно, оплата по советско-британскому соглашению от 16 августа 1941 года.

Большинство историков склоняются к последнему варианту.

После торпедирования крейсер пытались спасти, но 2 мая 1942 года он был добит британскими эсминцами по приказу контр-адмирала Картера, чтобы предотвратить захват золота немцами. Корабль затонул на глубине 250 метров.

Операция по подъему золота проводилась в 1981–1986 годах совместными усилиями СССР и британской компании «Джессоп Марин Рикавериз». Распределение было следующим: 45% получила компания, осуществлявшая подъем, а оставшаяся часть была разделена между СССР и Великобританией. Стоимость груза по ценам 1970-х годов оценивалась в более чем 200 миллионов фунтов стерлингов.

Другие легендарные кораблекрушения: нераскрытые тайны

Помимо всемирно известных затонувших кораблей, существует множество других кораблекрушений, окутанных тайнами и загадками.

Антикитерский корабль: древний компьютер среди руин

Одним из самых загадочных кораблекрушений считается антикитерское судно, обнаруженное в 1900 году у берегов греческого острова Антикитера. Корабль, затонувший около 70 года до н.э., перевозил уникальные артефакты, включая бронзовые статуи и знаменитый Антикитерский механизм — устройство, которое часто называют первым в мире аналоговым компьютером.

Этот механизм состоял из сложной системы шестеренок и позволял вычислять движение небесных тел, предсказывать солнечные и лунные затмения, а также определять даты Олимпийских игр. В 2017 году исследователи обнаружили на месте крушения бронзовую руку от статуи и останки моряков, что позволило надеяться на выделение древней ДНК и получение новой информации о команде корабля.

Легендарные кораблекрушения: нераскрытые тайны Легендарные кораблекрушения: нераскрытые тайны Фото: Сгенерировано в Midjourney/NEWS.ru

HL Hunley: тайна первой подводной лодки

HL Hunley стала первой в истории подводной лодкой, успешно атаковавшей вражеский корабль, но ее судьба окутана тайной. Это субмарина Конфедерации времен Гражданской войны в США. В феврале 1864 года HL Hunley торпедировала USS Housatonic, но после успешной атаки исчезла вместе со всем экипажем. Только в 1995 году лодку обнаружили на дне моря, а в 2000 году подняли на поверхность. Внутри находились останки всех восьми членов экипажа, но причина их гибели до сих пор неизвестна. Среди теорий — повреждение от собственной торпеды, нехватка кислорода или столкновение с кораблем спасательной операции.

Корабль-призрак «Гриффон»: исчезновение в Великих озерах

«Гриффон» — один из самых известных кораблей-призраков Великих озер, исчезнувший в 1679 году. Построенный французским исследователем Рене-Робером Кавелье де ла Саль, он стал первым европейским судном, плававшим в верхней части Великих озер. После успешного плавания через озеро Мичиган корабль исчез во время обратного пути с ценным грузом мехов. Ла Саль, который сошел с корабля перед его последним плаванием, считал, что экипаж поднял паруса во время шторма и погиб.

Множество исследователей заявляли об обнаружении «Гриффона», но ни одна из находок не была окончательно подтверждена. В 2011 году охотники за сокровищами обнаружили затонувшее судно в озере Мичиган, но дальнейшие исследования показали, что это был не легендарный «Гриффон».

«Патриот»: тайна дочери вице-президента

«Патриот» — шхуна, исчезнувшая в 1812 году с дочерью вице-президента США Аарона Берра на борту. Теодосия Берр Альстон путешествовала из Чарлстона в Нью-Йорк, чтобы встретиться с отцом, но корабль исчез после шторма 2 января 1813 года. Аарон Берр до конца жизни считал, что дочь погибла в кораблекрушении, но ходили слухи, что судно захватили пираты, а пассажиров взяли в плен или убили. Загадочным образом в 1869 году в доме женщины из Северной Каролины, чья семья занималась разграблением кораблей, обнаружили портрет молодой женщины, очень похожий на тот, который Теодосия везла в подарок отцу.

Эта история остается одной из самых таинственных в американской морской истории, поскольку судьба Теодосии и других пассажиров «Патриота» так и не была выяснена.

Топ-10 самых известных затонувших кораблей и их несметные сокровища Топ-10 самых известных затонувших кораблей и их несметные сокровища Фото: Shutterstock/FOTODOM

Корабль из Всемирного торгового центра: неожиданная находка

В 2010 году во время работ по расчистке территории Всемирного торгового центра в Нью-Йорке строители обнаружили остатки деревянного судна XVII века.

Корабль был найден на глубине 6–7 метров под землей, что свидетельствовало о том, что эта территория когда-то была частью реки Гудзон. Исследователи использовали дендрохронологический анализ и определили, что судно было построено в начале 1770-х годов из древесины того же типа, что использовалась для строительства Индепенденс-холла в Филадельфии.

Остается загадкой, как корабль оказался под землей в районе Манхэттена. Он мог затонуть случайно и стать частью насыпной территории, или же был намеренно затоплен как часть фундамента при расширении береговой линии.

Судьба «Мэри Роуз»: гордость Генриха VIII

«Мэри Роуз» — военный корабль английского короля Генриха VIII, затонувший в 1545 году во время сражения с французским флотом. Корабль, участвовавший в нескольких столкновениях с французами, затонул так быстро, что из 700 членов экипажа спаслись лишь 35. Причины катастрофы остаются невыясненными. Возможно, недавняя модернизация сделала корабль слишком тяжелым, или он был перегружен орудиями.

Даже после подъема корабля в 1982 году и создания на его борту музея тайна гибели «Мэри Роуз» остается нераскрытой.

Развитие глубоководных исследований открывает новые горизонты для поиска и изучения затонувших сокровищ. Современные автономные аппараты способны работать на глубинах, ранее недоступных для человека, а технологии трехмерного сканирования позволяют создавать цифровые копии останков без физического подъема артефактов. Важно понимать, что ценность известных затонувших кораблей измеряется не только в денежном эквиваленте. Каждое такое судно представляет собой капсулу времени, сохранившую уникальные свидетельства своей эпохи — от повседневных предметов быта до технологических достижений.

Ранее мы рассказывали про Бхопальскую катастрофу: крупнейшую техногенную трагедию XX века.

Оксана Головина
О. Головина