В 1990 году между Киевом и Москвой было подписано соглашение о сотрудничестве и признании границ РСФСР и УССР. Распад Советского Союза в 1991 году изменил всё. Новые государства столкнулись с неурегулированными территориальными проблемами, с вопросами раздела общесоюзной собственности, на базе чего будут строиться их армии и флот. В итоге один из самых сложных «разводов» на просторах экс-СССР предстоял Украине и России.

Как Россия и Украина делили советское наследство

После распада СССР у союзных республик, ставших независимыми государствами, начался новый этап. Им предстояло самое важное — поделить наследство сверхдержавы, при этом не конфликтуя друг с другом и без войн.

Но не у всех так получилось. В Закавказье достаточно быстро начались гражданские и сепаратистские конфликты из-за неурегулированных национальных претензий. В Средней Азии горячей точкой стал Таджикистан. У Узбекистана и Киргизии также возникли спорные вопросы, но обошлось без войны. На западе бывшего СССР напряжение нарастало вокруг Молдавии, которая одна из первых провозгласила свою независимость и выход из Союза.

На этом фоне отношения между Украиной и Россией нельзя было назвать напряженными. Впрочем, обе страны могли найти много поводов для конфликта. Например, статус Крыма не давал покоя политикам ещё до распада СССР. После того как Россия и Украина стали независимыми, возник вопрос — что делать с Черноморским флотом. Его основная база находилась в Севастополе, который был городом общесоюзного подчинения. Раздел военного и гражданского имущества между сторонами усложнялся из-за неурегулированного статуса полуострова и флотской базы.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Остатки советского вооружения, которые оказались у Киева, стали еще одним спорным вопросом. После распада СССР ядерный арсенал Украины превышал французский, британский и китайский вместе взятые. Несмотря на возможные большие перспективы новой страны, она не могла бы использовать оружие, так как коды запуска ракет и системы управления хранились в России.

РСД-10 «Пионер» — советская ядерная баллистическая ракета средней дальности мобильного базированияФото: George Chernilevsky/Public domain/Wikimedia CommonsРСД-10 «Пионер» — советская ядерная баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования

У Киева не хватало денег на содержание ядерного вооружения. Через два года после того как Украина стала независимой, инфляция в государстве достигла 400%, а новая валюта, карбованец, почти обесценилась: в 1992-м немецкая марка стоила 135 купонов, в 1995-м — уже 102 886. Помимо этого, начались проблемы и в энергосистеме страны. Киев одновременно столкнулся с нехваткой продуктов, холодом и гиперинфляцией. Однако страна не осталась без газа, так как по соглашению получала его в кредит из России.

В таких условиях Украине было не до сохранения ядерного оружия, его обслуживания или даже консервации. США и Европа давили и требовали передать арсенал России. У Киева не было выбора. В 1994 году был подписан Будапештский меморандум — межгосударственный документ о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Президент Леонид Кучма позже называл это соглашение филькиной грамотой. 

Президент РФ Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кучма во время подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной Фото: Владимир Родионов/РИА НовостиПрезидент РФ Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кучма во время подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной

Как поделили Черноморский флот

Если вопрос с ядерным оружием удалось решить относительно быстро, то с Черноморским флотом оказалось труднее. Руководители Украины и России не знали, как действовать. Сначала Москва выступила с предложением, что все будет поделено пополам. Но тут возникла проблема.

После образования СНГ Черноморский флот вошёл в состав Вооруженных сил СНГ. Однако в Киеве решили, что надо ковать железо, пока горячо, так что с 1992 года начались попытки «украинизации» флота. Доходило до насильственных захватов имущества и похищений. В ночь с 10 на 11 апреля 1994 года отряд украинских военнослужащих численностью до 120 человек захватил 318-й дивизион кораблей резерва Черноморского флота с береговой базой, узлом связи, имуществом, оружием. Личный состав береговой базы был вывезен в поселок Чебанка в 10 километрах от Одессы.

В Москве негодовали от этого, в Киеве — от того, что состав Черноморского флота и население Крыма отказывалось признавать новые власти. Ситуация заходила в тупик.

Тут свою роль сыграли газовые долги Украины перед РФ. 15 апреля 1994 года в Москве президенты Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали соглашение о поэтапном разрешении кризиса вокруг Черноморского флота. В новом документе уже не было равного дележа — Киеву отходило 18,3% имущества, остальное — России. О долгах было решено аккуратно забыть, точнее — пролонгировать платежи по ним.

Казалось, что устранено последнее препятствие на пути заключения договора между двумя странами. Но ничего подобного — всё только начиналось. Соглашение о границе и решения о базировании Черноморского флота, включая аренду Севастополя и статус морской базы в городе, де-факто готовились одновременно. Россия хотела увязать одно с другим, но у Украины имелись другие намерения. Оба вопроса Киев хотел решить отдельно. А газовые долги, по мысли нового украинского правительства, были совсем другим.

Было понятно, что с такими разными подходами заключение договора о сотрудничестве и партнёрстве затянется. Три года стороны потратили на попытки согласовать позиции. Получалось не очень. Москва и Киев использовали любые предлоги для получения преференций на переговорах. Украина в какой-то момент настояла на смене переговорщиков от РФ и добилась предварительного подписания соглашения без его привязки к вопросу о Черноморском флоте. Со своей стороны Москва увязала приезд Ельцина в Киев и решение экономических вопросов между странами с ускорением решения по договору.

К 1997 году Украина подошла в состоянии неуверенного роста, огромной энергетической задолженности перед Москвой, а что еще важнее — неурегулированных границ с Россией. Это заставляло Киев нервничать: мало ли что там в Кремле решат. Ельцин против войны, а в Госдуме оппозиция через раз грозит вернуть утраченные территории. Вопросы с флотом и границами надо было решать очень быстро.

28 мая 1997 года были подписаны три договора о статусе Черноморского флота. Россия получала Севастополь как основную морскую базу и право на использование гражданского имущества флота. Кроме того, более 80% боевых кораблей и подразделений флота становились российскими. Номинально Москва тут же оказалась военным гегемоном в акватории Черного моря.

31 мая 1997 года Россия и Украина подписали договор. Из-за затрагиваемых в нем проблем он тут же получил образное название «Большого договора». Но самое трудное было впереди. Документ должны были ратифицировать парламенты обеих стран.

Фото: Server Amzayev/Global Look Press

Что предусматривал договор

Сам по себе договор был рамочным. Точные механизмы реализации подписанных решений надо было продумать после его ратификации. Сами же они касались огромного круга вопросов.

В Договоре наконец-то был улажен пограничный вопрос. Территории стран согласовали с их состоянием на момент выхода из СССР. Украина и Россия становились стратегическими партнерами. Никакое потенциально враждебное решение на внешней арене не могло быть заключено без консультаций между руководством двух стран. Понятно, что это касалось в первую очередь расширения НАТО, а также нахождения на территории Украины или России войск враждебных для этих стран государств.

Важными пунктами стали защита нацменьшинств и поощрение развития образования и культуры на русском и украинском языках соответственно. Правда, в Киеве практически сразу же первые лица стали заявлять, что раз на русском говорит более 50% граждан страны, а ещё 20% — русские по национальности, то и защиты особой не нужно.

Были урегулированы вопросы пенсий, а также гарантировано равенство прав для граждан обоих государств. Помимо этого, была облегчена трудовая миграция, что привело к маятниковым перемещениям украинцев — в РФ приезжали работать до 5 млн украинских граждан в год. Также развивалась кооперация между сохранившимися отраслями и приграничными территориями, устранялись пошлины на товары, которые стороны поставляли друг другу. Только последний пункт давал более $1 млрд дохода в украинский бюджет.

Как договор воспринимали РФ и Украина

При всей выгодности договора встретили его в обеих столицах по-разному. Первой за соглашение взялась Верховная рада. Тут проблем не возникло — 75% депутатов поддержали подписанный документ. Больше всего были недовольны националисты, которые апеллировали к тому, что на территории Украины появится иностранная база.

Но это возражение власти дезавуировали тем, что Черноморский флот получает базу на ограниченный срок, это во-первых. И, во-вторых, он ее арендует, так что крики про захват украинской земли «москалями» — не по адресу. В январе 1998 года договор был ратифицирован парламентом Украины.

Теперь вопрос предстояло решать России. У ельцинской оппозиции договор вызвал жуткое негодование. Больше всех возмущался тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Обсуждение соглашения в Госдуме шло три дня. И все это время депутаты скандалили, вспыхивали драки между сторонниками и противниками документа. С огромными усилиями властям удалось уговорить депутатов проголосовать «за». Глава правительства Евгений Примаков буквально положил свой авторитет для этого дела. КПРФ, которая проголосовала за договор, потом полоскали в каждой националистической газете — мол, коммунисты опять «предали русский народ».

Юрий ЛужковФото: Georgiy Rozov/Global Look PressЮрий Лужков

Но в отличие от Украины, парламент в России был двухпалатный. В Совете Федерации Лужков решился дать последний бой. И проиграл его. Сенаторы решили ратифицировать договор, но с одной припиской. Они рекомендовали президенту увязать окончательную ратификацию документа с ратификацией соглашения по Черноморскому флоту.

На дворе стоял декабрь 1998 года. Борис Ельцин был не в том состоянии, чтобы спорить с парламентом после дефолта 17 августа 1998 года и всего предшествующего курса неолиберальных реформ. Поэтому Украине выставили условие — обмен ратификационными грамотами состоится после того, как Киев решит вопрос с Черноморским флотом.

Украина попыталась сопротивляться, но искушение было слишком велико. Вопросы с Черноморским флотом были урегулированы. 1 апреля 1999 года договор вступил в действие. Он был рассчитан на 10 лет с автоматическим продлением, если только за полгода до этого одна из сторон не подаст решение о выходе из него.

Борис Ельцин и Леонид КучмаФото: Роман Денисов/Global Look PressБорис Ельцин и Леонид Кучма

Как наступил конец дружбы

В 2009 году, несмотря на не самые теплые отношения между Украиной и Россией, договор продлили еще на 10 лет. Всё изменилось после 2014 года.

На исходе 2000-х и в начале 2010-х годов в России периодически раздавались голоса, что договор надо расторгнуть. Сторонники этого решения полагали, что соглашение выгодно Украине, а не России, задаваясь вопросом: Киев получил доступ на российский рынок, а что взамен получила Москва?

До 2014 года власти РФ практически не комментировали аргументы противников договора. Но после Майдана, присоединения Крыма и пророссийских выступлений в Донецкой и Луганской областях вопрос повисал в воздухе.

Первый шаг сделала Украина. В августе 2018 года президент Пётр Порошенко отправил на проработку вопрос с отменой пролонгации договора. В сентябре 2018 года об этом был уведомлён российский МИД. Российские дипломаты назвали такое решение ошибкой. А часть украинских экспертов связали решение об отмене с грядущими на Украине выборами. Мол, Порошенко надо показать, что он заботится о стране.

С 1 апреля 2019 года «Большой договор» перестал действовать. Удар был нанесён по разнообразным, еще сохранившимся экономическим связям. Но, пожалуй, самая большая проблема была в другом — границы между Россией и Украиной опять повисли в воздухе. Формально, без учёта разнообразных международных договоров о признанных границах территориальное размежевание между Москвой и Киевом вернулось чуть ли не на момент распада СССР.

Читайте также:

Сорвали железный занавес: как в России запрещали и разрешали выезд за рубеж

Новый союз на месте СССР: что такое ОДКБ и чем она отличается от НАТО

25 лет назад Ельцин дал первую пресс-конференцию в интернете: как это было

«Плюнуть — и всё»: почему СССР бойкотировал Олимпиаду 1984 года