Министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину, что в ходе атаки ВСУ по Феодосии был поврежден большой десантный корабль (БДК) «Новочеркасск». Это не первый случай, когда Киев наносит удар по судам Черноморского флота. Насколько ощутимо случившееся с БДК «Новочеркасск» для ЧФ и как можно в будущем защитить российские корабли — в материале NEWS.ru.
Что произошло в Феодосии 26 декабря
В ночь на 26 декабря Вооруженные силы Украины нанесли удар по Феодосии. Глава Крыма Сергей Аксенов еще рано утром сообщил, что в результате атаки на территории порта произошел крупный пожар, в котором погиб один человек, еще четверо были ранены, шесть зданий получили повреждения.
Днем Минобороны России заявило, что ВСУ в ходе атаки применили авиационные управляемые ракеты, выпущенные с двух самолетов Су-24. Как сообщили в ведомстве, оба истребителя были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО), но был поражен большой десантный корабль «Новочеркасск». Характер повреждений не уточняется.
Российский военный корреспондент Юрий Котенок написал в своем Telegram-канале, что после атаки «Новочеркасск» оказался затоплен. Министерство обороны РФ подтвердило лишь повреждения.
В ходе атаки применялись западные дальнобойные ракеты Storm Shadow (или SCALP), сообщило украинское издание «Страна» со ссылкой на представителя командования Воздушных сил ВСУ Юрия Игната. По его словам, украинские самолеты якобы не были ликвидированы и благополучно вернулись на свои аэродромы.

Что известно о БДК «Новочеркасск»
Большой десантный корабль проекта 775 «Новочеркасск» был заложен на верфи в польском Гданьске и спущен на воду 17 апреля 1987 года. Изначально он назывался «БДК-46», однако в апреле 2002 года был переименован в честь города, взявшего над ним шефство.
Длина корабля составляет 112,5 метра, ширина — 15 метров, осадка (глубина погружения корпуса) — 3,7 метра. Дальность плавания «Новочеркасска» может достигать 6000 морских миль при 12 узлах, при этом судно развивает скорость до 18 узлов. БДК способен нести до 500 тонн техники и грузов, максимальная численность десантной группировки, которую он вмещает, — до 225 человек.
Известно, что в 2009 году с августа по ноябрь корабль принимал участие в тренировочных маневрах «Запад-2009» и в составе соединения кораблей ЧФ совершил переход по маршруту Севастополь — Балтийск — Севастополь. В апреле 2013 года он представлял Россию на учениях «Блэксифор» под командованием ВМС Турции в Черном море, а в 2015-м участвовал в военно-морском параде в честь Дня ВМФ в Севастополе.

Что значит случившееся с БДК «Новочеркасск» для ВМФ
«Новочеркасск» — не первый БДК, который подвергся ударам с начала СВО, напомнил в беседе с NEWS.ru капитан первого ранга запаса Сергей Ищенко. «Судя по открытым данным, для Черноморского флота это четвертый большой десантный корабль, который подвергся атаке. Перед этим то же случилось с „Саратовом“, „Минском“, „Оленегорским горняком“. И теперь „Новочеркасск“», — отметил он.
По его словам, такие корабли строились только в советское время. «Пытаемся сейчас что-то подобное создавать. В Керчи два корабля заложены. Другие, конечно, но выполняют те же функции», — добавил обозреватель.
Для оценки ущерба, нанесенного БДК, должна быть создана специальная комиссия, которая выдаст техническое заключение, подчеркнул Ищенко.
Собеседник NEWS.ru считает, что командование извлечет уроки. Сейчас, по его мнению, БДК, независимо от их местоположения, так или иначе являются мишенью для ВСУ.
«Судя по открытым данным, четыре корабля подверглись атаке в разных районах. „Оленегорский горняк“ под Новороссийском. Нынешний „Новочеркасск“ — в Феодосии, „Минск“ — в Севастополе, „Саратов“ — в Бердянске. Поэтому куда их не заводи, везде современными средствами можно достать», — заметил Ищенко.
Капитан предлагает укрепить ПВО Черноморского флота за счет воздушной обороны восточных регионов России.

Что сказали в Госдуме об атаке ВСУ по Феодосии
Никаких других российских рубежей оголять нельзя, в том числе и на востоке страны, на Тихоокеанском флоте, даже с учетом того, что Китай для нас сейчас — дружественное государство, считает первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев.
«К примеру, Япония — враг, который кроме вечных поцелуев взасос с США еще и поглядывает на наши территории, на Курильские острова. И в целом ситуация в Тихоокеанском регионе остается взрывоопасной», — напомнил он в разговоре с NEWS.ru.
Парламентарий считает, что необходимо перенастраивать системы ПВО и наращивать их количество, но не за счет тех, что расположены на востоке страны.
«Системы ПВО имеются на каждом крупном военном корабле, но, видимо, не используются или используются в недостаточной мере для предотвращения атак противника. Командование должно быть настороже, ведь от ВСУ именно этого и ожидают. Можно нарастить и число систем ПВО, но ни в коем случае не за счет Дальнего Востока», — считает Журавлев.
Нет оснований говорить о том, что «наша ПВО прозевала нападение ВСУ», добавил парламентарий. По его словам, это был исключительный случай — украинцы использовали редкие ракеты.
«Если происходит ракетное попадание, то нельзя сразу считать, что не сработала ПВО. В этот раз были сбиты украинские самолеты Су-24, которые эти Storm Shadow выпустили. Произошло это в 125 километрах к северу от Николаева, поэтому нет никаких оснований говорить о том, что наша противовоздушная оборона бездействует. Между прочим, эксперты уверены, что это были ракеты дальностью 550 километров, самые дорогостоящие и редкие, их Украина и получила всего несколько штук», — заявил Журавлев.
Парламентарий считает, что украинская армия будет пытаться вновь атаковать подобные цели, так как на линии боевого соприкосновения ее преследуют неудачи. Однако и российским адмиралам, по его мнению, нужно быть максимально внимательными.
«ВСУ требуется предъявить доказательства, что западные деньги потрачены не напрасно. Больше похвастать нечем», — отметил Журавлев.

Как защитить российские корабли в Черном море
Военный эксперт и директор музея войск ПВО Юрий Кнутов в разговоре с NEWS.ru предположил, что в атаке мог быть задействован самолет НАТО с электронным комплексом AWACS, предназначенным для дальнего обнаружения объектов.
По его мнению, в этом случае он видел местонахождение российских систем ПВО и помогал ракетам их обойти, а на последнем этапе передавал координаты, чтобы с высокой точностью поразить корабль в бухте Феодосии. Такой самолет невозможно сбить, поскольку он летает над нейтральными водами, подчеркнул Юрий Кнутов.
«Мы должны предугадывать, что может сделать противник, и действовать на опережение. В данном случае — это в первую очередь изменение построения системы ПВО, использование РЭБ и разработка эффективных систем для подавления самолетов типа AWACS. Мы не можем предпринимать против них активные действия, а вот задавить помехами можем. То есть необходимо поднять такой же самолет, который фактически помешает ему выполнять свои функции», — считает Кнутов.

Эксперт уверен, что ВС России могут отражать удары подобных западных ракет, однако противник редко задействует именно такие боеприпасы.
«Какое-то количество ракет проходит сквозь систему ПВО, потому что у них особая траектория полета. Нам нужно разработать определенные программные алгоритмы, а для этого необходим опыт уничтожения этих ракет. Только в таком случае мы получим инструкцию, которая гарантирует стопроцентное поражение, как сейчас мы сбиваем HIMARS», — добавил Кнутов.
Ссылаясь на слова военкоров, Ищенко предположил, что с сентября на БДК действительно могли начать устанавливать боевые модули «Тор» — сухопутный комплекс, который «с некоторыми ограничениями» может работать и на кораблях.
«Неясно, был ли он на „Новочеркасске“, однако десантные корабли в настоящее время проходят модернизацию. Важно научить экипажи использовать новое оружие и усовершенствовать его для работы в условиях моря», — заключил капитан первого ранга.
Читайте также:
Военный эксперт рассказал, зачем нужны пункты базирования ВМФ РФ в Абхазии
«Может напасть и убить»: как боевые дельфины защищают Черноморский флот