Архитектор Виталий Калоев получил известность в 2004 году после того, как убил авиадиспетчера Петера Нильсена, нанеся ему 12 ножевых ранений. Он отомстил швейцарцу, которого обвиняли в столкновении Ту-154 и «Боинга» в небе над Германией. В авиакатастрофе над Боденским озером погибла вся семья Калоева — жена и двое детей. Чем он занимался до трагедии, почему решился на убийство, как сложилась его судьба — в материале NEWS.ru.
«В первый класс я пошел в трусах и майке»
Калоев родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Его отец преподавал осетинский язык в местной школе, а мать работала воспитательницей в детском саду. Виталий был младшим ребенком в семье. У него есть старшие брат и сестры.
«Из детства вспоминается наша деревенская улица и хоккей, помню, как воровал у отца доски и делал из них клюшки. В хоккей с пацанами играли просто самозабвенно. <...> В первый класс я пошел в трусах и майке. Тогда все бедно жили… <...> Я любил улицу, книги любил читать. У нас вообще в семье за книгу дрались всегда — кто первым будет читать», — вспоминал Калоев.
Виталий с отличием окончил среднюю школу, после чего поступил в строительный техникум. Получив диплом, он отправился в армию, служил в Донбассе. По возвращении он продолжил обучение на архитектурно-строительном факультете Северокавказского горно-металлургического института. В свободное время Калоев подрабатывал прорабом на стройках. После окончания института он много трудился, чтобы содержать будущую семью.
«Я работал мастером, оклад у меня был сто двадцать рублей, из которых рублей тридцать высчитывали: подоходный налог, за бездетность, комсомольские и профсоюзные взносы. Денег хватало только на сигареты и дорогу. Думал, вот я женюсь, и каждый день тебя будут пилить: то надо, это надо, третье надо...», — рассказывал Виталий.
Однажды он пришел в банк, чтобы открыть счет для собственного строительного кооператива. Там он впервые увел Светлану, директора организации. Девушка ему сразу понравилась. Через восемь месяцев они сыграли свадьбу.
В 1991 году Светлана родила Калоеву сына Константина, еще через семь лет на свет появилась дочь Диана. Виталий гордился сыном: он проявлял интерес к науке, любил космонавтику и хорошо учился в школе. Калоев очень сильно любил дочку и обожал носить ее на руках.

Семья жила в любви, согласии и достатке. Со временем Виталий возглавил строительное управление Владикавказа, Светлана стала работать замдиректора по финансам пивоваренного комбината, а сын учился в престижной школе. Затем в стране произошел дефолт, и у Калоевых возникли финансовые проблемы. Виталий уехал на заработки в Испанию после того, как ему предложили строить дома в Барселоне.
«Диана с Костей никогда моря не видели»
Разлука с любимой женой и детьми давалась Виталию сложно. Они договорились, что Светлана, Костя и Диана прилетят к нему в Барселону в отпуск.
«Жену с детьми к себе позвал, хотел, чтобы они отдохнули. Диана с Костей никогда моря не видели. В Барселоне океанариум хороший был. Хотелось детям праздник подарить», — рассказывал Калоев.
Поездка сразу не задалась. Светлана летела с детьми в Испанию к мужу с пересадкой в Москве, но они опоздали на рейс. Через несколько часов ожидания близким Калоева предложили другой вариант — чартерный рейс авиакомпании «Башкирские авиалинии», на котором было несколько свободных мест. На этом самолете ученики спецшколы ЮНЕСКО летели на побережье Средиземного моря.
Когда самолет выехал на взлетную полосу и готовился к вылету, бортпроводницы обнаружили, что на борт не загрузили еду для пассажиров. Рейс задержали еще на несколько минут. Вскоре Ту-154 вылетел в Барселону.
Почему произошла авиакатастрофа над Боденским озером
Спустя несколько часов лайнер, на котором летела Светлана с детьми, оказался в опасной близости от грузового Boeing 757-200PF. Управлением воздушных судов занималась швейцарская компания Skyguide, один из диспетчеров которой за пару минут до трагедии ушел на перерыв. Петер Нильсен в одиночку работал с двумя терминалами. При этом в диспетчерском центре были отключены часть необходимого оборудования и телефонная связь.
Нильсен, слишком поздно заметивший опасное сближение двух самолетов, передал пилоту Ту-154, что нужно идти на снижение. Несмотря на то что автоматическая система предупреждения о столкновении TCAS сигнализировала о необходимости набирать высоту, пилоты выполнили команду диспетчера. При этом Boeing 757-200PF, последовав указаниям TCAS, также снизил высоту.
Два экипажа увидели друг друга слишком поздно — за минуту до столкновения. Исправить ничего уже было нельзя. В результате авиакатастрофы никто не выжил. Погиб 71 человек — оба пилота грузового Boeing, девять членов экипажа Ту-154 и 60 пассажиров, среди которых было 52 ребенка.

«От моих воплей машины останавливались»
Калоев отправился в аэропорт встречать родных за пару часов до прибытия самолета. Сначала на табло появилось объявление о том, что рейс задерживается, после чего информация о нем исчезла.
«Вышла какая-то женщина и говорит — кто встречает рейс из Москвы, пройдите туда-то…» — вспоминал страшный день Калоев.
Узнав об авиакатастрофе, Виталий отправился в Германию. Он был одним из первых, кто прибыл на место трагедии. Его еще не оцепили. То, что увидел Калоев, он запомнит на всю жизнь.
«Эти разбросанные тела детей... В поле, и по дороге, и на перекрестках... Километров на десять все раскидано. Когда я увидел, я вообще застыл. Я даже двигаться не мог. Я должен был увидеть своих детей, настоял, чтобы мне их показали. Они узнаваемые были. У меня и сейчас эти их фотографии есть. Я орал, кричал, плакал. Рядом трасса проходила, от моих воплей машины останавливались. Люди не могли понять, что случилось, что мужик кричит раненым зверем. Насильно меня увели», — рассказал он.
Светлану нашли одной из последних — спустя почти 10 дней после трагедии. Виталию не показали тело жены — попросту не на что было смотреть. После трагедии Калоев набрал земли там, где лежал его мертвый сын. Он также нашел разорванные бусы дочери. Сейчас на месте катастрофы стоит памятник.

«Тела моих детей выкинули из гробов на землю»
Виталий рассказывал, что после трагедии его душу терзало множество вопросов, главный из которых — кто виноват? Мужчину не интересовала денежная компенсация, ему нужны были ответы.
«Имя диспетчера Петера Нильсена, который был виноват в этой трагедии, я узнал, когда в Германию приехали представители авиакомпании „Башкирские авиалинии“. Кто-то из них мне назвал его имя», — отметил Калоев.
Спустя год он добился встречи с директором Skyguide, который подтвердил вину Нильсена. Тем не менее во встрече с диспетчером Калоеву отказали. Тогда он нанял детектива и узнал его домашний адрес. 24 февраля 2004 года Калоев взял с собой фотографии жены, детей и решил поговорить с Нильсеном. Он ждал покаяния от диспетчера.
Тем не менее адвокаты убедили швейцарца в том, что извинения предполагают признание его вины и это повлияет на судебное решение. Нильсен не пустил Калоева на порог своего дома. После того как Виталий достал фотографии погибшей семьи, швейцарец неосторожным движением выбил их из рук.
«Мне показалось, что это тела моих детей выкинули из гробов на землю…» — сказал позже Калоев.
Он не помнит, что произошло потом. Виталий нанес диспетчеру 12 ножевых ранений, тот скончался на месте. Калоев ушел, не обращая внимания на крики жены Нильсена. Затем он выбросил нож, пешком вернулся в отель, переоделся и избавился от забрызганной кровью одежды. И стал ждать.
Спецназ ворвался к нему в номер через сутки. Служащий отеля, увидев последние новости по телевизору, позвонил в полицию, чтобы она проверила подозрительного постояльца. Калоев сразу признался в убийстве.

В октябре 2005 года Верховный суд Цюриха приговорил его к восьми годам заключения строгого режима. После процесса журналисты задали ему вопрос: не хочет ли он извиниться перед семьей Нильсена за совершенное преступление.
«Я найду такую возможность… Мне жаль его детей», — сказал Калоев.
«Я их заставлял уважать себя»
Первые два года Калоев сидел в одиночной камере. Мужчину выпускали на 30-минутные прогулки и неплохо кормили. Самое страшное для него было то, что он не мог ни с кем говорить. Но Калоев внушал себе, что должен выдержать все ради своих детей.
«Вот стоит надзиратель. Он со мной здоровается. Я на него так смотрю, как будто вообще не заметил, отвернулся и пошел дальше. И он бесился после этого. Или я на работу захожу. Меня там ждут мастер и надзиратель. Они отворачивались, чтобы не встретиться со мной взглядом. Но я специально останавливался и смотрел на них. В какой-то момент они поворачивались. И, делать нечего, здоровались. И это было каждый день. Я был доволен. Я их заставлял уважать себя», — вспоминал Калоев тюремные будни.
Почти через четыре года его освободили из-под стражи за примерное поведение. На родине Калоева встретили с почестями. В его честь зарезали жертвенного барана, на ВПП аэропорта присутствовал глава республики Северная Осетия — Алания Таймураз Мамсуров. Когда Калоев выходил из самолета, толпа разразилась аплодисментами. Активисты движения «Наши» назвали его Человеком с большой буквы, который был наказан и унижен за всю страну.
«Дети оживили этот дом»
Через год после возвращения домой Калоева назначили на должность заместителя министра строительной политики и архитектуры республики. Он курировал все значимые проекты в Северной Осетии. В 2013 году Виталий женился второй раз. Его избранницей стала 40-летняя Ирина Дзарасова.

«На работе мы вышли пообедать и встретили в кафе знакомых. Сели вместе, он меня довез до работы. Все. Телефон не взял. Не попросил номер, ничего. Попрощались», — вспоминала женщина.
Вскоре Калоев позвонил Ирине — он взял номер телефона у ее начальника. Виталий сразу сделал предложение, Ирина согласилась. Свадьбу сыграли по старинному осетинскому обряду.
Шесть лет у супругов не было детей — не получалось. Но позже Ирина осчастливила мужа — она забеременела двойней.
«Он очень хотел детей, прям хоть сразу. Чтобы хоть трое. И я была уверена, что все получится. Мы предполагаем, Бог располагает. Шесть лет ждали. Очень переживала за это. Что только не делали, ездили по святым местам. Мне кажется, я вымолила, и он тоже просил. Всю беременность как хрустальная проходила, потому что до этого были неудачи. До этого я потеряла ребенка», — рассказала Ирина.
В декабре 2018 года на свет появились сын Максим и дочь Софья. Калоев души не чает в детях. Однако методы воспитания изменились.
«Если я их старшего брата и сестру мог по заднице шлепнуть, то сейчас это отпадает. Конечно, дети оживили этот дом. И душу. И плач их, и смех их, и их беготня по всему дому», — говорил Виталий.
Калоев с новой женой и детьми бывает на могиле Светланы, Кости и Дианы, которые похоронены во Владикавказе.
Спустя год после рождения Максима и Софьи Виталий решил пойти в политику. Он стал депутатом собрания представителей Владикавказа.
«Мне нравится Владикавказ, люди, которые в нем живут, хочу его сделать еще лучше, еще красивее, чтобы люди радовались», — объяснил он свое желание пойти в политику.

«Кино смотреть не мог, все время смотрел ниже экрана»
История Калоева легла в основу двух художественных фильмов. В 2017 году на экраны вышла драма «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Калоев раскритиковал кинокартину, заявив, что экс-губернатор Калифорнии старается вызвать к себе жалость, вместо того чтобы добиваться справедливости. Он также заявил, что авторы кинокартины исказили некоторые факты катастрофы.
Калоев не смог смотреть фильм «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым в главной роли.
«Все время смотрел ниже экрана. Честно, я не мог смотреть… Но слышал звук, понимал, о чем там речь. В моем понимании в основе этого фильма лежит любовь к семье, любовь к детям. Они это показали», — сказал Калоев.
Об авиакатастрофе над Боденским озером рассказывается в серии «Столкновение в небе» документального сериала «Секунды до катастрофы» National Geographic.
Калоев заявил NEWS.ru, что в данный момент не дает СМИ никаких комментариев.
Читайте также:
Месть за былые обиды: тихоня готовил кровавую расправу над одноклассниками
Составлен список громких авиакатастроф за последний год в России и мире
Кадыров объявил кровную месть из-за Wildberries? Что случилось, покушение