Коммунальные аварии происходят в России из-за низкой квалификации глав муниципалитетов, инфраструктура не обновляется, потому что сами регионы не берут выделяемые на реконструкцию деньги. Тем временем ЖКХ заполонили мигранты, потому что россияне не хотят работать в этой сфере. О причинах сложившейся ситуации и других проблемах с «коммуналкой» рассказал в интервью NEWS.ru генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Василий Тихонов.

Как сегодня работает ЖКХ

— Василий Владимирович, как вы можете оценить текущее состояние жилищно-коммунального хозяйства России?

— Одним словом так и не скажешь… ЖКХ функционирует — значит все нормально. Но надо признать, что система недостаточно обеспечена деньгами. Нужно делать больше капитальных ремонтов, заниматься модернизацией. Но в принципе жилищно-коммунальное хозяйство функционирует. Хотя, конечно, наследие советского времени достаточно большое.

— Вы имеете в виду устаревшую инфраструктуру?

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

— Да, устаревшие системы, устаревшие котлы, устаревшие трубы, которые были положены еще в советское время и сейчас требуют замены. Процесс обновления вообще постоянный. Каждое муниципальное образование в течение года определяет планы капитального ремонта и модернизации на следующий год. О проделанной работе они отчитываются перед субъектом — должны делать не менее 5% от планов. Этого, конечно, недостаточно. Нужно делать больше. Но в целом процесс модернизации идет постоянно и никогда не закончится. Нельзя сказать, что мы сейчас начнем и через 50 лет все сделаем.

Фото: Наталья Шатохина/NEWS.ru

В чем основная причина аварий в сфере ЖКХ

— В трехлетнем бюджете РФ запланировано двукратное сокращение расходов на ЖКХ — с 884 млрд рублей в 2024 году до 381 млрд в 2026 году. По-вашему, как это скажется на состоянии отрасли?

— Знаете, почему сократили, скорее всего? Потому что не могут выбрать оттуда все средства. Есть национальные проекты, в них заложено достаточно денег на реконструкцию, модернизацию и так далее. Но чтобы эти финансы получить, нужно подготовить документы и заявиться.

Очень хорошо в этом плане работает Татарстан. Они передовики везде, они молодцы — больше всех выбирают денег из национальных проектов. Другие муниципальные образования не умеют и не хотят этого делать. В итоге средства закладываются из года в год, но в полном объеме они не выбираются.

— То есть недостаток финансирования — это вина не центра, а самих регионов?

— Да. Муниципальных образований, а также регионов, которые это не контролируют. У нас в том году решили посмотреть, в чем же основная причина волны коммунальных аварий. В устаревшем оборудовании, недостатке финансирования? Оказалось, что на первом месте — низкая квалификация руководителей: глав муниципальных образований, их заместителей, которые не знают, что делать во время аварий.

— Как получилось, что руководящие должности в ЖКХ занимают недостаточно компетентные специалисты?

— У нас в стране больше 17 тысяч муниципальных образований, 89 субъектов Федерации. Когда человек заступает на должность мэра, ему достаточно наличия определенного образования. Вот есть город — инженерные системы, вся жизнедеятельность. Приходит глава, и он необязательно знает, как управлять всеми этими процессами. Хорошо, если у него есть опыт. А если его нет? Год назад я писал письма в Госдуму с просьбой на законодательном уровне закрепить обязанность глав муниципальных образований повышать квалификацию в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, чтобы в том числе отрабатывать аварийные ситуации. Но пока этого нет.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

«На северных территориях трубы рвутся реже»

— Вы упомянули череду коммунальных аварий зимой прошлого года. Самый яркий пример — Климовск, жители которого восемь дней оставались без отопления и горячей воды. С чем были связаны эти аварии?

— Одна из причин — устаревшая инфраструктура. Вторая — погодные условия. Тогда было очень холодно, и понятно, что нужно было давать больше энергии и тепла. Трубы просто не выдержали. Если в спокойном режиме они еще как-то работают, то при незапланированных сверхнагрузках они рвутся.

— А почему в этому году мы не слышали о подобных инцидентах?

— Потому что в этом году достаточно тепло. Кстати, на северных территориях, где сложные климатические условия, трубы рвутся реже. Там меньше аварий, потому что местные специалисты действительно знают, что делать, и готовятся к зиме не формально. Для них это жизненно важно.

Почему у нас много взрывов газа

— Хотелось бы узнать, как обстоят дела в лифтовом хозяйстве. В сентябре прошлого года Ростехнадзор частично вернул контроль над лифтами: над их содержанием и безопасным использованием. Приведет ли это к сокращению числа аварий?

— Контроль государства точно должен быть. Проблема существует и всегда была. Лифт — это общее имущество дома, то есть принадлежит всем жильцам. Вопрос в том, как бы вывести лифт в самостоятельные объекты, чтобы он был на балансе организации, которая бы за ним следила.

Та же проблема с газовым хозяйством. Часто контролер не может зайти в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, подключение — у него нет таких полномочий. Поэтому у нас тоже достаточно много взрывов газа.

Вы спросили, улучшится ли лифтовое хозяйство. Думаю, что чем больше контроля, тем лучше. Это однозначно. Но опять же — нужны огромные средства, чтобы лифты менять, а не только контролировать. Глобального решения этой проблемы пока нет.

— В Национальном лифтовом союзе одной из причин аварий с лифтами, помимо отсутствия полноценного госконтроля, называют огромный старый фонд с превышенным сроком службы. Организация оценивает средства, необходимые для их замены, в 200 млрд рублей. Возможно ли это в условиях сокращения расходов бюджета на ЖКХ?

— Ну это же не единовременное решение, за раз все сделать невозможно. В систему ЖКХ нужно вложить триллионы рублей. Нужно все делать постепенно, предусматривать соответствующие расходы. Работа ведется, и она будет вестись.

— А что насчет взрывов газа? Чем они в основном вызваны и что можно с этим сделать?

— Я думаю, это про беспечность самих людей. Тут другого ничего нет.

Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru

— Вы имеете в виду, что люди не пускают газовщиков проверять оборудование?

— И это в том числе. Газовое оборудование нужно проверять минимум раз в год, а если оно старое, то еще чаще. Ведь утечка может быть где угодно и по совершенно разным причинам. И только специалист может ее определить. Мне кажется, газовые плиты — это уже что-то устаревшее. На самом деле сегодня электрические более комфортные. Когда я работал в Нижневартовске, мы оставшиеся многоэтажные дома за счет бюджетных средств переводили на электроплиты. Делали это умышленно, из соображений безопасности. Газ в домах — это уже прошлый век.

Почему первый снегопад — это всегда проблемы для коммунальных служб

— По поводу уборки городских улиц. Каждую зиму мы слышим от коммунальщиков отчеты в стиле: подготовлено столько-то единиц техники, столько-то реагентов и столько-то специалистов. Но только идет первый снегопад — система ЖКХ будто бы оказывается не готова. С чем это связано? Или, может, россияне просто придираются?

— Да нет, думаю, не придираются. Чище города, чем Москва, я не видел. Но я согласен с тем, что зимой бывают проблемы, когда выпадает снег. В столице все это компьютеризировано: выпало пять сантиметров снега — срабатывает сигнал, в соответствии с которым определенные силы и средства уходят в работу. Где-то это не срабатывает, поэтому местами снег убирается не так качественно, как хотелось бы. Но Москва — отдельный город, не похожий на остальную Россию.

А если говорить о других городах, то везде по-разному. Не везет жителям Санкт-Петербурга. Я каждый раз, как приезжаю в этот город, профессиональным взглядом смотрю — убрано ли, чисто ли. Это всегда бросается в глаза. И в Питере, к сожалению, с этим плохо. Там система не работает.

Что касается северных территорий — там снег убирают более качественно, чем на территориях, где таких осадков меньше. Потому что жители настаивают на этом. Чем меньше город, тем лучше жители видят качество уборки. Как я уже сказал, везде по-разному. Если глава хочет, чтобы город был чистым, он будет следить за этим.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Когда в России введут раздельный сбор мусора

— Вопрос из того же разряда — вывоз мусора. Нередко это проблема: отходы копятся, не вывозятся, летом от всего этого воняет. Но бывают прямо критичные истории. Зимой 2022 года в Санкт-Петербурге или летом 2023 и 2024 годов в Волгограде на улицах вообще умирали животные, и никто их не убирал. Как вы можете объяснить подобные мусорные коллапсы и как с ними быть?

— На самом деле все началось, когда поменяли старую систему по вывозу мусора, поставили единую диспетчерскую — появилось много проблем, которые существуют до сих пор. Например, ограничения на загрузку мусоровозов. Датчики, которые улавливают вес машины, ставят уже достаточно часто.

И получается такая ситуация: если машина везет, например, не пять тонн, а шесть, то на перевозчика накладывается штраф на условные 200 тысяч рублей. Сама машина тоже несколько тонн весит. Эта проблема пока не решена, а законодательство уже вступило в силу, и штрафы изымаются.

Любое предприятие можно просто уничтожить штрафными санкциями. Поэтому что приходится делать? Не так часто вывозить мусор.

— Может, лучше наоборот: вывозить чаще, но меньше?

— А кто эти дополнительные машины оплатит? Государство считает, что жители не должны платить за это, что логично — огромные деньги все-таки. Но само государство тоже не готово профинансировать такой огромный объем мусоровозов по всей стране.

— В условиях тренда на заботу об экологии как обстоят дела с раздельным сбором мусора? В Москве, например, есть синие баки для перерабатываемого сырья. Но нет ли такого, что операторы все мешают в одну кучу и отвозят на свалки?

— Все равно есть сортировочные пункты, где проходит разделение мусора по фракциям. В Европе это довольно давно работает, там отношение к утилизации мусора другое. Но у нас тоже стали появляться разные баки для раздельного сбора. Я еще предлагал продавать мусорные пакеты сразу нескольких цветов, чтобы прививать молодежи осознание, что сортировка мусора нужна.

Чем больше сортировочных пунктов, тем качественней работает система. Из переработанного сырья делаются в том числе предметы для ЖКХ — скамейки и лавочки, например.

— А сами россияне как относятся к сортировке мусора?

— По моим наблюдениям, примерно 50% людей все равно, а другие 50% разделяют эти идеи. Некоторые из них прям активно выступают за экологию и ведут за собой других людей, но таких не очень много.

А есть еще экологические патрули. Очень много молодых этой работой занимаются. На самом деле подготовить к лету и убрать пляжи, вынуть мусор из воды — это же тоже важно. В России достаточно много эковолонтеров.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Что происходит с расселением жильцов аварийных домов

— Программа по расселению жильцов аварийных домов завершилась в прошлом году, а в этом перешла в состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Что теперь поменяется? Сколько еще людей предстоит переселить в новые дома и как долго им этого ждать?

— У нас достаточно большой объем ветхого и аварийного жилья. Программа существует. Как получить оттуда деньги, я уже рассказал, но не все, к сожалению, это делают.

Хочу еще кое-что сказать. Есть такое понятие, как аварийный дом, и в этом случае его нужно сносить. Но из-за того, что объем таких строений по всей стране огромен, а средства на расселение [муниципальными образованиями] не выбираются, к ситуации начали относиться по-другому. В итоге началась такая дискуссия: «А давайте мы аварийный дом поэксплуатируем, подождем еще год». Я противник такого подхода. Если дом аварийный, он подлежит сносу сегодня же.

Есть другая сторона: грань между аварийным состоянием и тем, что дом нужно отремонтировать, очень размытая. Из-за этого уполномоченные службы могут не признавать дома аварийными, а говорить, что дом ветхий, но его можно отремонтировать. Но если есть деньги на капитальный ремонт таких домов, то средства лучше саккумулировать.

Почему в ЖКХ работает так много мигрантов

— Последнее, чего хотелось бы коснуться, — довольно злободневная тема — это мигранты. Правда ли, что в ЖКХ работают в основном уроженцы Центральной Азии? Есть ли какая-то статистика?

— Такую статистику мы не ведем. Но, конечно, в ЖКХ работает огромное количество мигрантов. Это однозначно. Почти вся система из них состоит.

Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

— Почему так?

— Мы уже редко встретим русского человека, который готов подметать во дворе, как было в советское время. Потому что, во-первых, это низкооплачиваемая работа, на которую не готовы местные жители. Во-вторых, наверное, не прельщает российских граждан такой труд.

К тому же смотрите — тарифы складываются в том числе и из стоимости рабочей силы. Если бы их подняли, местные жители, наверное, пошли бы работать в ЖКХ. Поэтому понятно, почему управляющие компании находят более дешевую рабочую силу. Так работает рынок.

— Сейчас в РФ идет ужесточение миграционной политики. Если выходцев из Центральной Азии вышлют из страны, сможет ли российская система ЖКХ без них обойтись?

— Я думаю, такого просто не будет. У нас работает миграционная служба, количество иностранных работников регулирует законодательство. Каждый год ведомство отчитывается, сколько их и из какой страны они заехали. Нельзя превысить это количество людей — для каждого субъекта Российской Федерации оно фиксированное.

Второе — у нас многонациональная страна. Мы со всеми уживаемся, это очень здорово. Мы не против этих мигрантов, потому что они заполняют существующую брешь в экономике. Попытки убрать гастарбайтеров были, но ничего не получилось. Не исключаю, что государство ограничит их количество, но запрета на въезд для них не будет. Ведь миграция имеет важное значение для развития любой страны: чем больше людей приезжает и что-то приобретает, тем лучше.

Читайте также:

«Трубы рвутся, износ — 60%»: депутат откровенно рассказала о проблемах ЖКХ

Триллионы уйдут на оборону: кто оплатит бюджет РФ, как вырастут тарифы ЖКХ

«Строительство не отстой»: депутат об ипотеке, мигрантах и взрывах газа

ЖКХ, бензин, путевки, кофе: что подорожает в России в 2025 году