Глава Банка России Эльвира Набиуллина представила в Госдуме план финансовой политики на ближайшие три года. Ключевую ставку начнут снижать уже в будущем году, однако она останется двузначной вплоть до 2027 года, иначе инфляция может превысить 30%. О чем еще предостерегала депутатов Набиуллина и что она предложила делать для сохранения «макроэкономической стабильности», рассказывает NEWS.ru.
Что предполагает базовый прогноз ЦБ на 2025 и 2026–2027 годы
В настоящее время ключевая ставка ЦБ находится на уровне 21%. При этом в декабре, как ожидается, она будет повышена до 23%. Исходя из доклада Эльвиры Набиуллиной, резкого снижения этого показателя ждать не стоит. Согласно базовому прогнозу Центробанка, в 2025 году ключевая ставка останется двузначной — в районе 17–20%. В 2026 году среднегодовая ставка составит 12–13%, а в 2027 году — 7,5–8%.
При этом инфляция в 2024-м, как ожидается, составит 8–8,5%. В следующем году регулятор рассчитывает снизить ее до 4,5–5%, а далее — удерживать на уровне около 4%.
Хорошая новость в том, что ЦБ видит предпосылки для более оптимистичного сценария развития экономики. По словам Набиуллиной, масштабные инвестиции последних лет будут переходить в производственную фазу в следующем году, значит, дадут более высокую отдачу для экономики. «В этом случае предложение быстрее догонит спрос, инфляция будет тормозить быстрее, а значит, мы сможем быстрее возвращать ключевую ставку к ее нейтральному уровню», — пояснила она.
В этом сценарии инфляция в 2025 году замедлится до 4–4,5%, а ключевая ставка в среднем за год будет находиться в коридоре 15–18%.
Как ЦБ оценивает нынешнюю ситуацию в экономике
Дискуссия вокруг денежно-кредитной политики (ДКП) сейчас часто сводится к дилемме: или решение задач по развитию экономики, или снижение инфляции. Но такой дилеммы нет, уверена Набиуллина. Политика ЦБ направлена на сдерживание роста цен, а без него устойчивый рост экономики невозможен, пояснила она.
Что происходит сегодня в экономике? По словам главы ЦБ, с одной стороны, быстрый рост спроса, поддержанный кредитом и бюджетным стимулом, привел к столь же быстрому росту экономики. С другой стороны, высокая инфляция говорит о том, что спрос заметно опережает скорость, с которой расширяются производственные возможности экономики, ее потенциал.
Набиуллина подчеркнула, что сегодня высокая ключевая ставка имеет «другую природу», чем в 2014 и 2022 годах. Тогда ЦБ реагировал на внешние шоки, тогда же было оправданно быстрое снижение ключевой ставки. «Сейчас мы впервые находимся в ситуации, когда задействованы практически все ресурсы в экономике, и такой низкой безработицы — 2,4% — не было никогда. Мы видим, что 73% предприятий испытывают нехватку кадров», — заявила председатель ЦБ.
Он отметила, что доступность кредитов хотя и снижалась, но вплоть до октября значительно уступала дефициту кадров как главному фактору, сдерживающему производство.
О чем еще сказала Набиуллина:
- в российской экономике происходят структурные сдвиги;
- инвестиции останутся высокими, несмотря на дорогие кредиты;
- в большей части отраслей, как производства, так и сферы услуг, происходит рост производительности труда;
- прибыль предприятий остается вблизи рекордных уровней.
Что происходит с кредитованием
По мнению Набиуллиной, главная причина высокой инфляции — повышенный спрос. Откуда он берется? Выросли доходы граждан, увечились расходы бюджета, что, как подчеркнула глава регулятора, было неизбежным, но главное — беспрецедентно выросло кредитование.
«Затормозить разогнавшийся кредит оказалось не так-то просто. За девять месяцев этого года, если посмотреть, кредиты населению выросли на 4,7 трлн рублей, а корпоративные — более чем на 10,5 трлн рублей. Признаки замедления появились только во второй половине этого года, и пока только в кредитовании населения. Его рост уменьшился почти вдвое по сравнению с первой половиной этого года», — сообщила она.
При этом регулятор отмечает, что корпоративное кредитование не показывает признаков замедления. Также ЦБ обеспокоен закредитованностью крупных компаний. Говоря об ипотеке, Набиуллина признала, что сейчас она мало кому доступна, многие отложили покупку жилья из-за высоких рыночных ставок, поэтому ЦБ понимает, как важно вернуть их к «умеренному уровню». А это можно сделать только при низкой инфляции и никак иначе, заметила председатель Банка России.
Сейчас рынок поддерживает семейная ипотека: в октябре более половины выдач — 54% — было обеспечено этой программой. Всего по итогам года по ней может быть предоставлено кредитов на 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года, отметила глава ЦБ.
Как ЦБ оценивает успехи в борьбе с инфляцией
Набиуллина заявила, что ЦБ не собирается проявлять терпимость к высокой инфляции, поскольку она бьет по самым незащищенным слоям населения. «После четырех лет высокой инфляции людей вновь сильно беспокоит непрекращающийся рост цен. Сильнее всего он бьет по небогатым людям, по тем, у кого доходы не растут или растут далеко не так быстро, как в целом по статистике», — сказала она.
Глава ЦБ считает, что предложения подождать со снижением инфляции исходят из того, что сейчас макроэкономическая стабильность «имеет меньшую ценность, что ею можно рискнуть ради более форсированного экономического рывка». «Я убеждена, что ровно наоборот. Именно сейчас мы должны дорожить ею как никогда», — заявила она. Также председатель Банка России назвала «глубоким заблуждением», что высокая ключевая ставка не тормозит, а разгоняет инфляцию. Если бы ЦБ сохранил ее на уровне 7,5%, инфляция была бы 20–30%, а может быть, и больше, считает Набиуллина.
Что будет с ключевой ставкой дальше
По мнению главы регулятора, Россия сейчас находится «в переломной точке» и в будущем ожидается замедление инфляции. По оценке банков и предприятий, уже в ближайшие месяцы можно ожидать общего замедления роста корпоративного кредитного портфеля, а затем, с некоторым лагом, это приведет к замедлению инфляции — сначала текущей, а впоследствии и годовой. «Это и будет подтверждением того, что денежно-кредитная политика достигла наконец требуемой жесткости, чтобы с учетом всех обстоятельств, которые влияют на инфляцию, обуздать рост цен», — сказала Набиуллина.
Если не будет никаких шоков, регулятор может начать снижать ключевую ставку уже в следующем году, допустила она.
В чем заключается план Набиуллиной
План Набиуллиной состоит в том, чтобы «держать ставку сколько есть сил», говорит в беседе с NEWS.ru преподаватель школы бизнеса «Синергия» Даниил Петухов. «Стабильность таким образом сохранить, может, и удастся, но для экономики стабильность не всегда полезна», — отмечает он. Эксперт соглашается с Набиуллиной, что, если бы не высокая ставка, «гиперинфляция могла бы накрыть страну раньше». Однако при ключевой ставке выше 25% на росте экономики можно «ставить жирный крест». «Да уже и сейчас она сильно сдерживает экономику», — признает Петухов.
Если план Набиуллиной состоит в том, чтобы удерживать ставку на аномально высоких уровнях столько, сколько нужно — то ли ЦБ, то ли кому-то еще, — то он отлично работает, соглашается финансовый эксперт, автор Telegram-канала «Экономизм» Алексей Кричевский.
«Правда, встает вопрос, кто получает профит от такой ставки, потому что на инфляцию она принципиального влияния не оказывает», — рассуждает собеседник NEWS.ru. По его словам, было странно услышать от Набиуллиной, что ЦБ смотрит не на «отдельные кейсы» от депутатов, а на всю экономику в контексте повышения ставок и снижения инвестиций. Инвестиции падают во всех отраслях, где нет какого-то мощного государственного стимула или субсидирования, и это очевидно, отмечает Кричевский.
«Скорее всего, регулятор в конце концов просто припишет себе победу над инфляцией. Правда, последствия ставки выше 20% годовых будут сохраняться еще несколько лет», — предупреждает он.
Сумеет ли ЦБ снизить инфляцию до 4–5%
Кричевский не верит, что у ЦБ получится снизится инфляцию до 4,5–5% в 2025 году. По его словам, куда более реальный показатель — 6–7%, и то при ряде условий.
«Нужно, чтобы не дешевела нефть, чтобы на нее оставался и рос спрос, чтобы оставался стабильным и относительно крепким (даже 90 рублей за доллар будет хорошо) курс рубля, чтобы возросшая фискальная нагрузка вкупе с повсеместной индексацией всех возможных платежей максимально отразилась в инфляции текущего года без большого переноса на 2025-й», — перечисляет эксперт. Уже это звучит фантастически, признает он. Но также необходимо, чтобы сокращалось число барьеров в импорте и экспорте, а это возможно только при достижении геополитических соглашений и снижении напряженности.
Ожидания по инфляции, озвученные Эльвирой Набиуллиной на 2025 год, выглядят очень многообещающе, говорит NEWS.ru основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев. Скорее в следующем году мы увидим появление признаков стагфляции (то есть когда экономический спад сопровождается высокой инфляцией. — NEWS.ru), считает он. Предприятия не смогут вечно работать в условиях дорогих кредитов и начнут сокращать штат. Рост безработицы будет свидетельствовать в том числе о грядущей стагфляции, объясняет эксперт.
Достижение целей по инфляции может произойти при совпадении нескольких ключевых факторов, полагает Петухов. Первый из них — резкое ограничение военных расходов и дефицита федерального бюджета, второй — повышение мировых цен на энергоносители, третий — отмена (хотя бы части) наиболее болезненных для России санкций. «Вероятность того, что это все произойдет одновременно, на мой взгляд, низкая. Поэтому и сценарий, описанный в базовом данном прогнозе, представляется маловероятным», — считает Петухов.
К слову, спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал депутатов запомнить прогнозы ЦБ. «Если прогноз на следующий год не сбудется, то возникнет вопрос, кто его делал и для чего», — сказал он.
Читайте также:
Инфляция, ключевая ставка, рост цен: о чем Набиуллина предупредила Госдуму
Шок, инфляция, банкротства: РФ ждет кризис, чем опасна высокая ставка ЦБ
Ключевая ставка в России достигнет 23%: о чем еще предупредила Набиуллина
Россиянам рассказали, что будет с экономикой страны в 2025 году