За одни сутки российские лайнеры Sukhoi Superjet 100 пять раз попадали в сводки новостей. Два из них, включая авиалайнер загоревшийся при посадке в Турции, принадлежали одной авиакомпании — «Азимут». В СМИ регулярно возникают сообщения об отложенных рейсах и аварийных посадках из-за неисправностей судов этой модели. Так ли опасен «Суперджет» или проблема в компаниях его использующих, какие самолеты на российских линиях наиболее безопасны, разбирался NEWS.ru.
Что известно о последних инцидентах с SSJ-100 компании «Азимут»
Утром 24 ноября SSJ-100 (сертификационное обозначение — RRJ-95) c бортовым номером RA-89080 авиакомпании «Азимут» совершил аварийную посадку в Красноярске. Воздушное судно выполняло рейс Минеральные Воды — Уфа — Красноярск, когда его экипаж подал сигнал о неисправности передней стойки шасси. Приземление прошло штатно, никто не пострадал.
Уже вечером того же дня в аэропорту турецкой Антальи загорелся другой Superjet (бортовой номер RA-89085) той же авиакомпании, который следовал по маршруту из Сочи. По словам пассажиров лайнера, при посадке они почувствовали сильный удар о землю, затем увидели, как из самолета льется топливо, а примерно через две минуты пламя охватило один из двигателей.
Все 79 пассажиров были экстренно эвакуированы по надувным трапам, а возгорание оперативно потушили. Жертв удалось избежать. Позже пресс-служба Azimuth Airlines объяснила, что причиной «грубой посадки» стал сдвиг ветра.
Это уже второй аварийный случай с одним и тем же самым воздушным судном авиакомпании «Азимут» чуть более чем за месяц. По данным на 16 октября он совершал рейс по маршруту Минеральные Воды — Иваново, но был вынужден уйти на запасной аэродром Внуково. На высоте 10 километров у лайнера отказала гидросистема. При посадке из-под него наблюдались искры, позже специалисты обнаружили протертую дыру на створке шасси.

Что об инцидентах с Superjet говорят авиаэксперты
В разговоре с NEWS.ru авиаэксперт и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров призвал не связывать друг с другом события 24 ноября и не искать закономерности в том, что оба самолета эксплуатирует «Азимут». Во-первых, напомнил он, флот авиакомпании полностью состоит из SSJ-100, так что любой авиаинцидент будет связан именно с этим самолетом. Во-вторых, случаи в Красноярске и в Анталье имеют разную природу.
«Они никак между собой не перекликаются, кроме названия авиакомпании. В первом случае были просто тяжелые погодные условия, самолет жестко приземлился, ударился о полосу. <...> Компания говорит, что был сдвиг ветра. И на самом деле это достаточно неприятная вещь. Мы часто такое на видео в интернете можем видеть, когда самолет уже идет на посадку и вдруг его куда-то отбрасывает», — сказал специалист.
Что касается ситуации в Красноярске, то ее, по словам Гусарова, неправильно называть «аварийной посадкой». Правильно было бы ее назвать нештатной посадкой, поскольку формально никакой аварии не произошло, а отказы отдельных систем самолетов происходят регулярно, и сотни таких лайнеров ежедневно совершают полеты по всему миру.
В свою очередь гендиректор компании «Альянс авиационных технологий Авинтел» Виктор Прядка объяснил проблему тем, что ресурс двигателей, установленных на самолеты этого семейства, подходит к концу.
«Двигатели, которые стоят на „Суперджетах“, совместного франко-русского производства. За горячий контур, насколько я знаю, отвечала Франция. За холодный — компрессор низкого давления — Россия. Пожар возможен как раз в горячем контуре, если, скажем, в камере сгорания начали появляться трещины. Здесь, конечно, постепенно нужно переходить на двигатели отечественного производства», — заметил собеседник NEWS.ru.

У каких российских компаний есть самолеты Superjet
По данным Росавиации, сегодня Sukhoi Superjet 100 есть в парках девяти отечественных авиакомпаний, занимающихся гражданскими перевозками. Авиакомпания «Россия» лидирует по их количеству — в ее распоряжении находятся 72 лайнера (хотя сам перевозчик на своем сайте указывает 78).
На втором месте Red Wings, у которой 21 отечественный лайнер (хотя на официальном сайте указаны 20). А на третьем — «Азимут» с 20 самолетами SSJ-100, причем флот этой компании, в отличие от других, полностью состоит из них.
«Поэтому если у нее [Azimuth Airlines] что-то и происходит, то только с „Суперджетами“ это и может произойти, и ни с каким другим самолетом», — заметил в контексте последних событий Роман Гусаров.
Далее идут авиакомпании «Ямал» (14 самолетов), «Газпром Авиа» и «ИрАэро» (по семь лайнеров), «Северсталь Авиа» (четыре судна), «Якутия» (три самолета) и «РусДжет» (один лайнер).
NEWS.ru обратил внимание, что как минимум до ноября 2020 года в парке «Аэрофлота» насчитывалось 54 отечественных воздушных судна, однако затем в течение двух лет перевозчик передал их своей «дочке» — авиакомпании «Россия». В 2022 году «Аэрофлот» договорился с ОАК о поставках до 2030 года 89 самолетов Superjet New (это «импортозамещенная» версия SSJ-100). А в 2024 году стало известно, что сама компания не будет использовать лайнеры, а сразу передаст их в сублизинг.
Впрочем, собеседники NEWS.ru не увидели в этом ничего подозрительного. По словам Романа Гусарова, «Аэрофлот» позиционирует себя как авиакомпанию премиум-класса, специализирующуюся на международных перевозках. Поэтому SSJ-100 просто не подходят ей по статусу, считает он.
«Авиакомпания „Россия“ является серединкой между лоукостом и премиумом, эдакий средней класс. „Суперджет“ по своим размерам и назначениям — это ближнемагистральный самолет, он вообще не попадает в сегмент премиум-перевозок. Он больше подходит структуре и специфике „России“, которая летает в том числе по социально значимым направлениям», — говорит авиаэксперт.
В свою очередь Виктор Прядка напомнил, что в парке «Аэрофлота» много других более крупных самолетов. Он предположил, что перевозчик решил не распылять ресурсы на маленький SSJ-100. К тому же эксперт не исключил, что лайнер мог показать себя «недостаточно окупаемым».

Правда ли самолеты Sukhoi Superjet опасны
Как оказалось, случаи в Красноярске и Анталье — не единственные происшествия с SSJ-100 за сутки. Таких насчиталось по меньшей мере пять. Как утверждает Telegram-канал «Авиаторщина», еще три произошли в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Так, вечером 24 ноября проблемы в гидросистеме возникли у самолета авиакомпании «Россия», направлявшегося из Санкт-Петербурга в Москву. А уже около полуночи у другого Superjet компании при заходе на посадку в Пулково высветилось сообщение о неисправности системы управления разворотом колес передней стойки шасси.
За несколько минут до этого из Сочи должен был вылететь лайнер Red Wings. Самолет начал разбег, но на скорости 150 км/ч у него возникла некая неисправность, из-за чего экипаж был вынужден прервать взлет. При этом во всех случаях обошлось без пострадавших.
Летом текущего года СМИ, ссылаясь на данные Telegram-канала Aviaincident, писали о якобы двукратном росте числа сообщений о технических проблемах у «Суперджетов» — со 134 в 2021 году до 289 в 2023-м. Но эксперты тогда отмечали, что это еще ничего не говорит о безопасности полетов, и призывали не оценивать статистику в отрыве от данных по самолетам других производителей.
Тем временем на сайте Росавиации можно найти архив расследований случаев, которые были квалифицированы ведомством как авиаинциденты. Последний отчет охватывает период с июля 2023 года по август 2024-го. Так вот из 29 указанных в списке расследований девять (то есть почти треть) приходятся на происшествия с SSJ-100 (на втором месте Boeing 737, на инциденты с которым пришлось четыре расследования).
В отчет не попала недавняя катастрофа с самолетом Sukhoi. 12 июля этого года SSJ-100 компании «Газпром Авиа» потерпел крушение в районе деревни Большое Карасево под Коломной. Судно вылетело с Луховицкого авиаремонтного завода, где проходило плановое обслуживание, и направлялось в аэропорт Внуково. На борту находились три члена экипажа, все они погибли.

Из промежуточного отчета Межгосударственного авиационного комитета следовало, что у борта были неполадки с датчиками угла атаки, что и могло стать причиной аварии. Причем об этом было известно еще за неделю до крушения. Впрочем, не исключено, что причина трагедии кроется не в самом SSJ-100. Как писал Telegram-канал «Авиаторщина», инспекторы Госавианадзора посетили завод в Луховицах и уже в ходе выборочной проверки обнаружили сразу несколько нарушений в техобслуживании судов.
Тем не менее, по словам Романа Гусарова причина, по которой увеличилось количество технических инцидентов на Superjet кроется в том, что они просто чаще стали летать. Сегодня их используют даже на нехарактерных маршрутах — например, до той же Турции. По его словам, в условиях санкций и, соответственно, проблем с комплектующими авиаперевозчики стараются по максимуму беречь ресурс крупных лайнеров, а SSJ-100 «эксплуатируют и в хвост и в гриву».
«Я это к чему? Если бы у „Суперджета“ были большие проблемы, то увеличение числа полетов, условно, в полтора раза, должно было привести к равнозначному увеличению инцидентов. Но этого не фиксируется. <...> Генри Форд говорил, что самая лучшая машина — это новая машина. Я перефразируют. Самый безопасный самолет — тот, который не летает», — говорит собеседник NEWS.ru.
Он добавил, что многое зависит от компании-эксплуатанта. Так, за рубежом в основном используют Boeing и Airbus, соответственно и большое число катастроф приходится на самолеты этих производителей. Однако, отмечает Романов, есть перевозчики, у которых за всю историю не упал ни один из перечисленных самолетов.
Как инциденты с Superjet комментируют в Ростехе и ОАК
В «Объединенной авиастроительной корпорации», комментируя инциденты с SSJ-100, заявили, что безопасность лайнеров «находится на стабильно высоком уровне». Как утверждает производитель, регулярность полетов воздушных судов этого типа в 2024 году составила 97−98%. Речь о соотношении вылетов, выполненных Superjet без задержек (именно неисправности часто приводят к задержкам), к общему количеству рейсов с использованием лайнеров этого семейства.

Тем временем пресс-служба Ростеха (куда входит ОАК) призывает не демонизировать отечественные самолеты. В госкорпорации заверили, что эксплуатационные показатели SSJ-100 соответствуют зарубежным лайнерам того же класса. Там добавили, что даже самое хорошее воздушное судно не застраховано от проблем с обслуживанием, ошибок пилотирования и неблагоприятной погоды.
«Если условный Mercedes попадает в аварию, это не значит сразу, что автомобиль плохой. Все известные серьезные авиапроисшествия с Superjet связаны либо с человеческими, либо с неблагоприятными внешними факторами», — подытожили в Ростехе.
Какие самолеты отечественных авиакомпаний самые безопасные
В то же время Виктор Прядка отмечает, что в представлении о SSJ-100 как об опасном самолете доля правды есть. Он напомнил, что это первый гражданский самолет конструкторского бюро Сухого. Этот проект требовал несколько иных подходов, нежели военный самолет, для которого требуется обеспечить эффективность на более короткий срок. Поэтому «первый блин и вышел комом», считает он.
«Мне приходилось бывать в ОКБ Сухого, когда еще рисовали „Суперджет“. Было много молодых специалистов, и над каждым столом висела картинка бразильского Embraer 170, его чертежи. И они, глядя на журнальную компоновку, делали свой самолет. <...> В компоновке самолета также принял участие другой проект — это германский Dornier 728, которому так и не дали ход. Если вы наложите чертежи, они по конфигурации и размерам один в один будут. <...> Получилась эдакая сборная солянка», — рассказал собеседник NEWS.ru.
Самыми безопасными самолетами, находящимися в пользовании российских авиакомпаний, является семейство Airbus A320, считает Прядка. По его мнению, качество изготовления всех компонентов и подход к производству у него на порядок выше, чем у Boeing 737 (одного из самых массовых гражданских самолетов). Он напомнил, что за несколько лет с последним «произошло много печальных событий, фактически исправные самолеты вышли из-под контроля и разбились».
Читайте также:
Загадочные смерти разоблачителей Boeing. Что они знали, кто их убил?
Тысяча самолетов до 2030 года: возможно ли произвести, хватит ли их России
Самый секретный самолет России: факты о Ту-22М3, который хотел угнать Киев
Просроченные запчасти? Как ремонтируют самолёты в РФ в условиях санкций