Правительство РФ внесло целый ряд изменений в правила дорожного движения (ПДД). Появятся новые дорожные знаки и разметка, расширятся возможности велосипедистов и инвалидов, новые нюансы коснутся европротокола. Эксперты в области дорожного движения оценили нововведения.

Часть этих изменений, в частности отмена обязательного опознавательного знака «Шипы» на заднем стекле, вступает в действие с 8 декабря; вторая часть поправок обретёт силу с 14 декабря — через 7 дней после публикации документов на официальном сайте правительства.

С 8 декабря: жизнь без «Ш»

Знак, оповещающий о том, что транспортное средство имеет шипованную резину, уже не нужно вешать на заднее стекло. Знак стал считаться обязательным в апреле 2017 года после вступления в действие новой редакции ПДД. Тогда «Шипы» включили в специальное приложение к ПДД — в список опознавательных знаков, перечисленных в пункте 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». Отсутствие знака на заднем стекле автомобиля приравнивалось к «неисправностям и условиям, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств», и частью 1 статьи 12.5 КоАП был предусмотрен штраф в размере 500руб. Промаявшись год, автомобилисты взроптали. Их жалобы достигли слуха самого высокого начальства: на встрече начальника ГИБДД России Михаила Черникова с представителями общественных организаций глава экспертного центра дорожного движения Probok.net Александр Шумский призвал «убрать из ПДД разные несуразности», в частности, злополучные «Шипы». Черников признал, что обсуждаемый знак «какая-то дурь, не должны за это штрафовать» (цитата по «Коммерсанту») и пообещал разобраться. Хотя поправки были разработаны ещё в мае, понадобилось утверждение новых правил правительством, что заняло более 6 месяцев.

Этим же числом датируется начало нового этапа в жизни водителей-инвалидов. Ранее знак на автомобиле можно было использовать лишь инвалидам I и II групп. С 8 декабря льготами, положенными автомобилистам-инвалидам будут пользоваться также те, у кого III группа, но для инвалидов I и II групп действует расширенная льгота: в частности, только им можно проезжать под знак «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

С 14 декабря: на радость велосипедистам

Ещё одно постановление правительства РФ, касающееся ПДД, вступит в силу 14 декабря. Основная часть поправок касается движения велосипедистов. Как уже сообщал News.ru, об изменениях в законе сообщил глава кабмина Дмитрий Медведев. «Для развития общественных и пешеходных пространств и безопасности дорожного движения в ряде случаев будет обеспечен приоритет велосипедистам, введены новые дорожные знаки и разметка», — написал премьер-министр в Twitter. Что же меняется в правилах? Машины теперь должны останавливаться на расстоянии не менее 5 м от пересечения велосипедных дорожек и проезжей части. Появятся «Велосипедные зоны» и обозначающие их новые знаки. В таких зонах автомобилисты обязаны будут перемещаться со скоростью не более 20 км\ч, тогда как владельцы велосипедов, напротив, смогут проехать в любом месте проезжей части.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Помимо велосипедистов, правительство вместе с ГИБДД позаботилось о дипломатах и представителях международных организаций. В действие вводится ещё один дорожный знак, обозначающий «стоянку транспортных средств дипломатического корпуса». Под знаком припарковаться смогут машины аккредитованных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, и более никто. Новый знак «Пункт таможенного контроля» будет означать, что представители Федеральной таможенной службы имеют право останавливать и досматривать транспортные средства в таких зонах.

Армен Оганесян, председатель МРОО «Движение автомобилистов», член регионального штаба ОНФ:

Поправки, вступающие в силу 14 декабря, главным образом касаются велосипедистов. Установлено чёткое понятие велосипедной зоны — что это за территория, как она обозначена и какие права там имеют велосипедисты, автомобилисты и пешеходы. Велосипедистам даны преимущества — они могут двигаться по всей ширине этой велосипедной зоны. Механические транспортные средства имеют право двигаться со скоростью не более 20 км в час — всё это предусмотрено поправками, которые владельцам автомобилей и велосипедистам надо изучить. Данные изменения помогут упорядочить велосипедное движение. Хочется также сказать несколько слов относительно отмены знака «Шипы». Конечно, большого смысла этот знак не имел. Он говорил водителю: у ТС, оборудованного шипами, иной тормозной путь (зависит от типа дорожного покрытия), чем тормозной путь автомобиля, чьи покрышки имеют так называемую «липучку». Шипованная резина чаще отбрасывает мелкие камешки, гравий, которые у нас часто разбросаны на дорогах. Знак не обязательный, но желательный. И ответственные водители могут наклеить его на свой автомобиль. На мой взгляд, лучше предупредить тех, кто едет сзади. От уплаты 30 рублей за наклейку никто не обеднеет, но это уважительный жест по отношению к другим участникам дорожного движения.

Александр Кулаков, директор Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:

«Шипы» — знак, который вешался на автомобиль. Его задачей было предупредить едущего сзади водителя о том, что автомобиль с шипованной резиной, и поэтому он будет вести себя на дороге иначе, чем автомобиль, не оборудованный шипами. Но как вести себя водителю, увидевшему знак, непонятно. Информационная ценность этого знака мала, именно поэтому его и отменили. Есть много знаков, которые не на стекле автомобиля размещаются, а ставятся на дорожной сети. Среди них большинство необходимых, но есть и такие, которые также можно отнести к спорным. Например, знак «Затор». Что говорит этот знак? Где его размещать? Не очень понятно.

В отношении велосипедистов. Я понимаю, что велосипедисты есть, и их численность во многом зависит от региона — в южных велосипедное движение более развито, на севере их очень мало. Понятно при этом, что редко где велосипед является средством передвижения в ранге транспорта — всё-таки это некий прогулочный элемент. Люди садятся на велосипед, чтобы поехать в парк, к водоёму, на площадку для отдыха. Мало кто едет на велосипеде с работы и на работу. Отсюда и вопрос: каким образом обустраивать велосипедные дорожки? Такая дорожка по городу должна объединять разные зоны отдыха: человек в одной зоне отдыха сел на велосипед и в другую приехал. Как проложить велосипедную дорожку — вопрос не праздный, имеющий большое значение. Однозначно не стоит её прокладывать вдоль скоростной магистрали — вряд ли такой маршрут будет использоваться. Автомобиль движется быстрее велосипеда и будет, как минимум, загрязнять велосипедиста. Я уж не говорю о безопасности.

Константин Юрьевич Трофименко, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

Фото: VEDOMOSTI.RU
Я не думаю, что изменения станут радикальными. Интересным кажется тот факт, что появились первые попытки регулирования движения «беспилотных» автомобилей с высокой степенью автономности. Это то, что будет популярно во всем мире, и очень хорошо, что законодательство у нас сейчас начинает подстраиваться под новые, современные тенденции. Все остальные изменения можно назвать ожидаемыми: это просто приведение законодательных норм в соответствие с существующей практикой. В целом же, российское законодательство довольно адекватно существующей действительности и опыту взаимодействия множества водителей на дорогах.