Долгое время жители Смоленска и его окрестностей были парализованы страхом — то и дело в городе исчезали женщины, а затем их обезображенные тела с признаками сексуального насилия находили в безлюдных местах. В городе на протяжении трех лет действовал маньяк Владимир Стороженко, который считался неуловимым, потому что был информатором силовиков и участвовал в поисках самого себя. В совершенных им злодействах обвиняли невиновных, и только случай помог раскрыть серийного убийцу. Подробности — в материале NEWS.ru.
Как в Смоленске три года орудовал маньяк
Серия убийств в Смоленске началась в 1978 году. Первой погибшей стала молодая местная жительница, которая вышла из дома за хлебом и не вернулась. Другой жертвой стала школьница, далее в милицию потянулась вереница заявлений об исчезновении женщин. Их маньяк насиловал, душил и забирал ценные вещи. Впоследствии милиционеры находили трупы в оврагах, на свалках и пустырях.
«Город был просто ошеломлен, напуган и запуган. Был мертвый город», — рассказывал в телепрограмме Леонида Каневского «Следствие вели...» Сергей Петухов, который в 1978 году работал старшим следователем прокуратуры Смоленской области.
По его словам, все жертвы были раздеты, изнасилованы и задушены. При этом в рабочие дни убийства происходили в районе автотрасс, а в выходные дни случались нападения в городе. Позднее выяснится, что, подмечая в темное время суток одиноко идущую девушку, маньяк предлагал подвезти ее. Чаще нападал и затаскивал в машину силой. Но быстро найти преступника советские милиционеры не могли, потому что, как отмечал Сергей Петухов, «ни опыта, ни методики расследования таких серийных преступлений просто не было».

На происходящее в Смоленске обратили внимание в Москве, информация о маньяке дошла до генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, который потребовал как можно скорее поймать убийцу. В город прибыли лучшие сыщики и следователи. Одним из них был старший следователь прокуратуры РСФСР по особо важным делам Исса Костоев, который впоследствии занимался делом Андрея Чикатило. По словам Костоева, дело дошло до того, что работавший в три смены смоленский авиазавод «остановился, потому что женщины отказались ночью ходить на работу».
Как вместо убийцы ловили невиновных людей
В нападениях на женщин в Смоленске обвинялись четверо не причастных к этому человек. В их числе был сотрудник ГАИ Виктор Буслов и его знакомый прокурор Николай Гончаров — машину последнего видели рядом с местом одного из убийств. Однако после их задержания преступления маньяка в городе не прекратились, и в итоге с мужчин, просидевших несколько месяцев под арестом, сняли подозрения.
В числе предполагаемых маньяков оказался ранее судимый гражданин по фамилии Волков. Он работал сторожем местного профилактория, рядом с которым произошло очередное убийство девушки, а во время Великой Отечественной войны был коллаборационистом и карателем на оккупированных нацистами территориях. Его задерживали, но нападения все равно не прекращались.
Еще одним подозреваемым оказался местный житель по фамилии Поляков. Соседка якобы видела его выходящим из кустов с ножом незадолго до того, как там нашли очередной труп женщины. В тот день Поляков был пьяным и не помнил, что с ним происходило, и, будучи подвергнутым «усиленной обработке», признался в убийстве, которое не совершал, получив за него девять лет колонии. Когда нашли настоящего маньяка, следователь Исса Костоев добился освобождения и реабилитации Полякова.

Как поймали настоящего убийцу
Для поимки маньяка сотрудницы милиции под прикрытием оперативников стали разгуливать по улицам, в надежде, что злодей попытается напасть на них и таким образом попадется. Однажды почти так и произошло — преступник хотел напасть на «подсадную утку», но его случайно спугнул милиционер в засаде. Убийца сбежал, но был ранен, и по следам крови эксперты установили, что у него IV группа.
Но, естественно, этого было мало для поимки убийцы. На его след вышли в 1981 году благодаря показаниям девушки, выжившей после нападения. Она рассказала милиционерам, что на теле нападавшего были татуировки. По их описанию сыщики поняли, что это знаки отличия человека, сидевшего ранее за решеткой.
Оперативники подняли картотеки и показали свидетельнице несколько фотографий вышедших на свободу уголовников. Она без колебаний указала на Владимира Стороженко, который недавно отбывал наказание в Кировской области за драку с нанесением тяжких телесных повреждений. У него была IV группа крови, как и у того мужчины, который напал на «подсадную утку» и сбежал от милицейской засады. Работал Стороженко водителем, и по месту работы нашлось еще одно косвенное доказательство его причастности к убийствам. Следователи проверили маршрутный журнал подозреваемого. Все его выезды совпали с местами преступлений, где находили жертв.
Когда в доме Стороженко провели обыск, под кроватью, на которой лежала его парализованная мать, нашли слиток золота. Он, как выяснилось позже, был выплавлен из украшений, украденных у жертв маньяка. К тому же жена подозреваемого рассказала, что муж недавно подарил ей золотые серьги. Они были сняты с одной из жертв маньяка — родственники погибшей опознали украшения.
На первых допросах Владимир Стороженко пытался все отрицать, но после очной ставки с одной из выживших девушек, опознавшей маньяка, признался в 13 убийствах. Всего он был причастен как минимум к 20 нападениям.

Что известно о Владимире Стороженко и его брате
Как пишут авторы книги «Феномен российских маньяков», Владимир Стороженко родился в Смоленске в 1953 году, учился плохо и с трудом окончил восемь классов. С юных лет промышлял мелким воровством и был садистом — мучил и убивал домашних животных. В подростковом возрасте проявлял нездоровый сексуальный интерес и жестокость по отношению к девушкам. Был дважды судим.
В колонии Стороженко характеризовали как дерзкого, опасного и жестокого человека. Но, выйдя на свободу во второй раз, он как будто встал на путь исправления — на работе о нем отзывались как об общительном, пользующемся уважением коллег и примерном семьянине. Владимир женился и воспитывал с супругой сына. Более того, Стороженко состоял в агентурной сети как нештатный сотрудник милиции и в том числе даже помогал силовикам в розыске серийного убийцы, то есть самого себя. Это помогало ему долго оставаться незамеченным.
О преступлениях Владимира Стороженко знал его родной брат Сергей. Он признался, что был подельником родственника, и рассказал следствию, что они вместе готовились создать банду. Откуда-то им удалось достать оружие и взрывчатку. Сергей Стороженко показал милиции, где они спрятаны, там же лежали украшения, снятые Владимиром со своих жертв.
«У них был разработан план. Сделано было все, вплоть до взрывных мин. <...> Они готовили нападения на государственные организации и предприятия, на банки и кассы», — рассказывал следователь Исса Костоев.
Что стало с Владимиром и Сергеем Стороженко
В 1982 году суд приговорил Владимира Стороженко, прозванного в прессе смоленским душителем, к расстрелу, через несколько месяцев его казнили. Сергей Стороженко как соорганизатор банды, покрывавший к тому же преступления брата, получил 15 лет заключения. Во время отбытия срока совершил побег, был пойман и в итоге отсидел 18 лет.

Сергей Стороженко вышел на свободу, сменил фамилию и впоследствии общался с создателями телепрограммы «Следствие вели...» с Леонидом Каневским: «Я эту боль через всю жизнь пронес. Мне стыдно за то, что я его брат, мне стыдно, что я эту фамилию носил, мне стыдно перед людьми. <...> Душа умерла после всех этих событий».
Однако в марте 2012 года Сергея Стороженко вместе с двумя подельниками задержали при ограблении сельского магазина, писала смоленская пресса.
«Когда мы стали допрашивать задержанных, сразу стало заметно, что один преступник сильно выделяется на фоне двух других. Видно, что он опытный, что называется, матерый. Но его фамилия ничего никому не говорила. Но когда мы все-таки выяснили, какой была его первая фамилия — Стороженко, — все вздрогнули», — рассказывал глава управления уголовного розыска УВД по Смоленской области Александр Почуфаров.
Силовик добавил, что, когда в регионе орудовал Владимир Стороженко, он был «еще молодым лейтенантом». Почуфаров также сообщал, что поимка трех рецидивистов была опасным заданием для полиции, потому что «даже на ограбление сельского магазинчика они пошли вооруженными».
Читайте также:
«Жарил человечинку»: маньяк-сердцеед вернулся с СВО в родное село
Любил Гитлера и съедал сердца: что известно о пензенском каннибале
Вырванные сердца, пентаграммы на телах: как ловили маньяка-ветерана
Оставил обломок ножа в черепе: подросток-педофил год держал в страхе Урал
Николай кровавый: как Джек-потрошитель охотился на красавиц Петербурга