Ветеран и инвалид Великой Отечественной войны Семён Береснёв 1920 года рождения в интервью NEWS.ru рассказал о своем военном опыте, героизме советских людей, а также о том, как он будет отмечать 80-летие Победы, почему важно отслужить в армии и что он думает о взглядах президента США Дональда Трампа на историю Второй мировой войны.
Как солдаты Красной армии встретили начало войны
— Семён Евдокимович, расскажите о вашем военном опыте, о самых ярких эпизодах вашего участия в Великой Отечественной войне.
— Когда меня призвали, я попал в полковую школу, которую окончил как раз к началу войны. Нас выстроили и объявили о нападении фашистов. Мы говорим: «Подумаешь, напала какая-то Германия, шапками забросаем!» И потом пришлось четыре года шапки бросать. А самые яркие эпизоды — вся жизнь военная. На фронте каждый день — событие, о котором трудно что-то конкретное рассказать.
Между прочим, и тогда, и сейчас об этих эпизодах не очень хотят рассказывать, потому что они просто противопоказаны для неподготовленных людей. Вот один из них: я был младший лейтенант, командир стрелкового взвода, атаковали мы немцев, бежали в атаку, и вдруг разорвался снаряд. Меня оглушило, я упал. Поднимаюсь, обернулся — кусты из лозы, и на кустах кишки развешаны, как гирлянды. И таких эпизодов полно.
Когда началась война, я был сначала на Северо-Кавказском фронте, потом нас направили на Закавказский (битва за Кавказ шла с июля 1942 по октябрь 1943 года. — NEWS.ru). Там примерно полгода мы строили окопы и укрепления — ждали нападения Турции. Если бы пал Сталинград, Турция обязательно напала бы. Наши не пропустили немцев по южной дороге до Кавказа, по черноморскому побережью, и они рванули через горный хребет. Подошли к Туапсе, 33 километра оставалось до города. Воинские части оттуда ушли, и население Туапсе — кто с лопатами, кто с топором, кто с чем — вышло навстречу, встретило там фашистов, некоторые на них сверху камни сбрасывали. И не пропустили. Гражданское население!
Потом подошли воинские части и отбили врага полностью, заставили немцев по хребту Северного Кавказа отступить под Новороссийск. Я в основном воевал в районе так называемой Малой Земли (бои на Малой Земле шли с февраля по сентябрь 1943 года. — NEWS.ru). В нашу задачу входило не пропустить немцев, пройти по этому берегу. Вот и все. Дважды был ранен. После первого ранения меня снова послали на фронт, а после второго мне не повезло — у меня были сильно повреждены левые нога и рука. Служить в армии я еще мог, но на фронт меня уже нельзя было посылать.
Когда освободили Сталинград, меня хотели демобилизовать, но я говорю: «А куда я поеду? Белоруссия занята». Меня послали в 42-й запасной стрелковый полк, командиром взвода, который готовил мобилизованную молодежь. В основном это были сибиряки. Нам давали месяц, чтобы научить их стрелять, пользоваться гранатой, лопатой и так далее.

— Это в каком городе было?
— Это было в районе Сталинграда, уже после освобождения (Сталинградская битва длилась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. — NEWS.ru), там стоял 42-й запасной полк.
Когда освободили Белоруссию (в результате операции «Багратион» летом 1944 года. — NEWS.ru), меня демобилизовали. Всего я прослужил в армии пять лет, из них два с половиной года — фронтовая жизнь. После войны у нас все в основном спрашивали: «Ты освобождал Белоруссию?» Я не дошел ни до Белоруссии, ни до Берлина, поэтому среди ветеранов я числился, так сказать, «второстепенным». В основном у нас почитаются полковники, подполковники и те, которые воевали в Германии.
В чем состоит главный урок Великой Отечественной
— По вашему мнению, какой главный урок войны остается актуальным для нынешнего поколения?
— Победа — первое и основное. Сталинградская битва и потом танковая Курская битва повернули ход войны вспять. И пошло освобождение всей страны. Что нужно еще сказать — для молодого поколения сейчас трудно даже объяснить, мы были совершенно другие люди. Когда мы оканчивали школу, самой главной задачей для нас было отслужить в армии. А не то что теперь: как бы не отслужить. Папа с мамой ещё ходят упрашивают.
Поэтому мы воевали, боролись совершенно храбро, не щадя ни жизни, ничего. Но я, так сказать, случайно остался жить. Ведь столько эпизодов было, когда я мог погибнуть! Даже еще будучи на фронте, я начал считать: вот вчера был такой бой, я там мог погибнуть. До девяти досчитал — больше не стал. Сражения почти каждый день повторялись, но мне как-то везло, и везло из-за того, что я окончил полковую школу. Это была такая школа! Если ты на турнике не делаешь сальто-мортале или на брусьях не встанешь толчком на руки, таких туда не брали. Значит, основное — надо готовиться, знать военное дело, метко стрелять, пользоваться всеми видами оружия.
У меня осталось такое впечатление, что в то время Красная армия была хорошо подготовлена. Она и после революции отстояла Россию, и потом, во время Великой Отечественной. Боеготовность армии — это основное условие, которое дало возможность нам победить.
— Семён Евдокимович, какие у вас чувства по поводу 80-летия Победы?
— Первое — радость большая за бывшую Красную армию, что она победила. Еще я восхищаюсь трудовым героизмом всего советского народа. Это был трудовой героизм, люди жертвовали всем. Мало у кого были сбережения, но — отдавали: «Постройте на них самолет, танк и так далее». Целые предприятия объединялись, собирали средства: «Постройте бронепоезд». Героизм людей и боеспособность армии дали возможность одержать победу над гитлеровской Германией.
— В США президент Дональд Трамп заявил, что Россия помогла союзникам выиграть во Второй мировой войне. То есть Советский Союз не победил в Великой Отечественной, а только помог американцам…
— Это ложь! Россия вся воевала — и победила! Но помощь американцев, которую они оказывали, скидывать нельзя. США помогли нам. Когда они открыли второй фронт, то оказались на стыке, и теперь доказывают, что они победили, а Россия помогала. Это полное извращение исторической и военной действительности.
Какую помощь ветераны ВОВ получают от властей
— Вы в преклонном возрасте, но прекрасно выглядите, очень общительны. Какую поддержку вы получаете от властей в Белоруссии?
— У нас в Белоруссии участникам войны все время уделялось и уделяется большое внимание. Государство о нас заботится. Сейчас я нахожусь в интернате для ветеранов. Здесь созданы все условия: питание, отдых, есть телевизор. Вам, молодым, трудно даже объяснить: у нас, у пожилых людей, совершенно другой образ жизни. Я получаю хорошую пенсию. Почему? Потому что я трудился, кстати сказать, вместе с россиянами. Я железнодорожник. Работал сначала в Витебске — там я родился, а потом в 1961 году меня перевели в Министерство путей сообщения СССР. Министр Бещев лично вручил мне значок почетного железнодорожника.

Сейчас я кавалер трех орденов, заслуженный работник транспорта, и Совет министров Республики Беларусь присвоил мне звание: я не просто пенсионер, а пенсионер за особые заслуги перед республикой. Так что, если говорить о материальном положении, я обеспечен полностью. И так обеспечены все, кто был фронтовиком.
Читайте также:
Составлен список военной техники, которую могут показать на параде Победы
9 Мая смешали с грязью: Европа и Прибалтика объявили войну Дню Победы
«ВСУ стали более жестокими»: ветеран СВО о боях в ДНР и подполье Одессы
Запрещенная Победа: как Украина и ЕС отмечают 9 Мая, будут ли провокации
Кто из глав государств приедет в Москву на парад Победы 9 мая