С 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут в полтора раза. Конкретнее: на 3,7 и 2,7 тысячи рублей за тонну — до 11,892 тысячи и 8,258 тысячи рублей за тонну соответственно. Поясняя это правительственное решение, вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий в новом составе кабинета за ТЭК, заметил, что речь идёт лишь о восстановлении акцизов в тех объёмах, которые планировались с 1 июля 2018 года. Проще говоря, отложенная на полгода мера будет реализована совершенно точно.

Как заверил Козак, скачка цен на заправках в итоге не произойдёт, «во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства». От намеченного на июль повышения акцизов было решено на время отказаться из-за роста цен на бензин, заметил вице-премьер в беседе с РБК. С начала года моторное топливо в России, напомним, достаточно сильно подорожало: по официальным данным, цены на бензин поднялись на 4,7%, на дизтопливо — на 9%. Это гораздо выше темпов инфляции.

Основания для тревоги

Между тем, в мае Российский топливный союз (РТС) в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву охарактеризовал ситуацию как крайне нестабильную и неопределённую. По оценке РТС, рынок автомобильного топлива испытывает потрясения, а 2019 год не предвещает никаких изменений в лучшую сторону. У тревожных ожиданий есть целый ряд причин и предпосылок: это и запланированное повышение акциза и НДС, это и рост мировых цен на нефть, и ослабление курса рубля относительно доллара и евро, и осенние ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), и «прекращение административного давления на цены по окончании выборной кампании».

Фото: Global Look Press/gazprom-neft. ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В январе 2019 года в завершающую стадию войдёт налоговый манёвр в нефтяной отрасли (постепенное понижение таможенных пошлин с соответствующим повышением НДПИ). Он предусматривает отрицательный акциз для НПЗ, который, по словам Дмитрия Козака, и должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо». Если всех мер окажется недостаточно, правительство может «на временной основе» ввести экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, хотя это и приведёт к снижению потенциальных доходов нефтяников.

Закон от 19 июля

Законопроект об увеличении акцизов на бензин и дизельное топливо в 2019–2021 годах подписал президент Владимир Путин. Речь идёт о Федеральном законе от 19 июля 2018 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Документ предусматривает пониженные ставки акцизов, которые уже вступили в силу в отношении автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива с 1 июня по 31 декабря 2018 года включительно. Эти ставки действуют только до конца текущего года.

В ходе прямой линии 7 июня Путин увязал подорожание бензина с «неточным регулированием в сфере энергетики и энергоресурсов». Он обратился по видеосвязи к министру энергетики Александру Новаку, который заверил президента, что срочные фискальные меры уже дали свои результаты и что «на данный момент рост цен на бензин в стране остановлен». Глава Минэнерго сообщил тогда, что его ведомство готово внести на рассмотрение в Госдуму новый закон, который будет препятствовать дальнейшему повышению цен на бензин и дизтопливо. Вице-премьер Дмитрий Козак, также подключившийся к обсуждению вопроса, уточнил, что документ позволит кабинету министров уравнять топливную пошлину на нефть с экспортной. Несколькими днями ранее, в ходе правительственного совещания, Козак предупредил, что при сохранении тренда роста розничных цен на моторное топливо дополнительный ущерб для бюджета может составить около 220 млрд рублей в год. Из основных секторов экономики пострадают, прежде всего, промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт.

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:


Почему цены на бензин растут? Во-первых, осенью ряд нефтеперерабатывающих заводов традиционно закрывается на техобслуживание, и предложение на рынке сужается. Во-вторых, значительная часть топлива уходит на экспорт — из-за падения рубля становится более выгодно поставлять горючее на внешний рынок. В-третьих, у нас в августе традиционно происходит увеличение спроса на горюче-смазочные материалы: идёт уборка урожая. А с января 2019 года вырастет не только акциз, но и налог на добавленную стоимость, и этот факт тоже повлияет на рост цен на нефтепродукты. Что может делать кабинет министров в этой ситуации? То, что уже делает профильный вице-премьер Дмитрий Козак. Он договаривался с нефтяными компаниями о том, чтобы не уводить топливо на внешний рынок во время ремонта НПЗ. Возможно, что в случае давления на рынок правительство может использовать механизм «плавающего акциза» — фактически, субсидировать продажу нефтепродуктов внутри Российской Федерации. Крайняя мера — ввести вывозные пошлины на нефтепродукты и на нефть, чтобы сохранить их на российском рынке.

Тамара Сафонова, исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА»:


Рост акцизов с 2019 года напрямую связан с ростом индекса экспортной альтернативы, на который ориентируются производители нефтепродуктов для определения паритета доходности внутреннего и внешнего рынка. Для соблюдения ценового баланса и удержания цен в действующем диапазоне необходимо либо снижение котировок нефтепродуктов на внешнем рынке (для которого пока нет предпосылок), либо снижение курса национальной валюты, либо увеличение таможенной пошлины. Конечно, фискальная система должна «идти рука об руку» с перспективами развития отрасли. То есть первична должна быть стратегия развития, вторично — налогообложение. Если идти от обратного, то получается, что существующие правила в нефтяной отрасли дают неоспоримый приоритет сырьевому экспорту, а также сигнал о неопределённости будущего нефтепереработки и рисках инвестиций в этот важный для российской экономики сектор. С одной стороны, российская фискальная система в нефтегазовом секторе — это хорошо отрегулированный механизм контроля доходов и бюджетного наполнения, но, с другой стороны, она требует сегодня изменения подходов и формирования стимулов для инвестиций во вторичные процессы переработки сырья и нефтехимию и формирования именно в России цепочки добавленной стоимости.