Новую волну финансовых мошенничеств зафиксировали в Центробанке. Преступники звонят гражданам и, представляясь сотрудниками ЦБ, пытаются похитить деньги. Между тем с 1 октября в российских банках появились новые услуги по запрету списаний, и с их помощью можно ограничить мошенников в снятии средств. Подробнее — в материале NEWS.ru.
Новая-старая схема
В ЦБ заявили, что они фиксируют подъем мошеннической активности. В очередной раз гражданам звонят «сотрудники Центрального банка».
Сначала они звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету, после направляют ему в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников, эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора, — предупреждают в ЦБ.
Если мошеннику удается убедить жертву, он в дальнейшем может получить доступ к деньгам. Однако ЦБ напоминает: банк не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов.
Если вам позвонил мошенник, прервите разговор и заблокируйте номер звонящего. Если у вас возникают сомнения относительно сохранности денег на вашем банковском счете, самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты, — советуют в ЦБ.
Другие способы сберечь деньги
1 октября вступило в силу указание ЦБ, по которому банки по письменному заявлению граждан или же с помощью настроек онлайн-приложений позволяют своим клиентам ограничить онлайн-операции. Что можно предпринять?
- Запретить онлайн-кредиты. Если же клиент банка сам захочет взять кредит, он сможет в любой момент отменить запрет, получить деньги и ввести запрет снова.
- Ограничить максимальную сумму одной онлайн-операции. Например, лимитом в 5 тыс. руб. (можно выбрать и другие варианты). Тогда мошенники не смогут вывести со счета все деньги сразу.
- Ввести суточные, недельные или месячные лимиты трат. Банки могут предложить и другие временные интервалы.
- Отказаться от всех видов банковских онлайн-услуг.
Как часто обманывают граждан
В первом квартале этого года мошенникам перевели почти 3,3 млн руб., во втором — около 2,9 млн руб. При этом процент возврата денег жертвам крайне низок. В первом квартале россиянам возместили только 6,2% от потерянных сумм, во втором квартале — 5%.
Любопытно и то, при каких обстоятельствах снимают деньги.
Чаще всего это случается при оплате товаров и услуг в интернете. В первом квартале это случилось 186,6 тыс. раз, во втором — почти 140 тыс. раз.
На втором месте — хищения во время дистанционного (онлайнового) банковского обслуживания: 39,7 тыс. эпизодов в первом квартале и 37,3 тыс. — во втором.
На третьем месте — преступления во время использования банкоматов и терминалов: 30,5 тыс. случаев в первом квартале и 32,4 тыс. — во втором.
Около половины всех случаев происходит с использованием психологического манипулирования людьми. Также часто применяются фишинговые атаки — когда, к примеру, с помощью почтовых рассылок у пользователя узнают логин и пароль от его личного кабинета. Реже случаются инциденты с использованием вирусов или уязвимостей программного обеспечения граждан.
О том, защитят ли вступившие в силу 1 октября нормы от мошенников, NEWS.ru писал ранее.