Вениамин Смехов пришёл в Театр на Таганке до того, как его главным режиссёром стал Юрий Любимов. В просторечии малопосещаемый тогда театр называли «Таганской провинцией», хотя официально он назывался Московским театром драмы и комедии.
Смехов был одним из тех немногих артистов старой «Таганки», кто прижился в любимовском театре. Вместе с ним там работал замечательный артист Готлиб Ронинсон, который стал одним из ведущих актёров Любимова. О Смехове этого сказать нельзя — он был плотно занят в репертуаре, играл большие роли, но театр держался не на нём. По сравнению с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным, Николаем Губенко, Альбертом Филозовым его театральное положение было скромным. Не стал он и кинозвездой, хотя снимался довольно много.
Всенародную популярность Смехову принёс Атос в «Д’Артаньяне и трёх мушкетерах», после этого он стал знаменит. Своим нынешним положением Смехов обязан тому, что он является одним из самых интеллигентных артистов страны — так было в 60-е годы и осталось в наше время. А ещё он — часть легенды, один из немногих ветеранов «Таганки».
Вениамин Смехов сумел прожить «таганскую» часть своей биографии так, что ему ни за что не стыдно. Это огромная редкость, у его коллег всё сложилось иначе.
Террариум на Таганке
Изначально «Таганка» была союзом единомышленников, но некоторые черты террариума просматривались уже тогда. В ранние 60-е, когда Любимов и его актёры приходили записываться на радио, редакторов поражала грубость и разболтанность «таганской» молодёжи, которая выходила в «звёзды». Глядя на это, Любимов смущённо посмеивался: «Они у меня такие!..». Когда он остался за границей, его артисты дружно набросились на пришедшего в театр главным режиссёром Эфроса: ему портили дублёнку, прокалывали колёса у машины, писали на ней «жид».
Любимов вернулся, Эфрос скоропостижно умер — и вскоре началась война между создателем «Таганки» и его учениками. «Таганка» раскололась, Любимов набрал новых артистов, а потом они выставили его из театра. Междоусобица продолжилась, когда художественным руководителем «Таганки» стала Ирина Апексимова, но ей удалось подавить оппозицию.
Кажется, что в самом основании «Таганки» был заложен ген раздора и нетерпимости. Сначала Любимов ставил фрондерские спектакли, воевал с начальством из Министерства и управления культуры, затем война стала внутритеатральной, гражданской. Потом «Таганка» выдохлась, измельчала, и всё перешло в подобие коммунальной склоки. Смехов чудом выжил в театре, ухитрился пройти через эту грязь, не испачкавшись, благодаря своему дару. Он умеет смотреть на шаг вперёд, не любит конфликтовать.
Когда главным режиссёром «Таганки» назначили Эфроса, он ушёл в «Современник». Когда в «Таганку» вернулся Любимов и театр начал раскалываться, он практически вышел из репертуара, доигрывал свои старые спектакли и работал за рубежом. Когда разгорелись страсти вокруг назначения Апексимовой, выставки и постановки к юбилею «Таганки», он пытался успокоить коллег. Смехов всегда оставался воплощением доброты и здравого смысла. За это его и уважали. Всё это было ещё одним проявлением интеллигентности актёра, делавшей его белой вороной.
Смехов актёр и режиссёр
Стремление ставить поэтические спектакли и играть в них по нынешним временам неформатно. Он работал на телевидении как режиссёр, выпускал и документальные фильмы. А то, что кажется неформатным у нас, неожиданно оказалось форматным в США. Смехов выпустил в Америке несколько десятков компакт-дисков в серии «Библиотека русской классики».
Он много работал за рубежом, ставил и преподавал. Смехов гастролирует по России с творческими вечерами, создаёт на телевидении свои любимые поэтические передачи.
У него очень счастливая творческая жизнь. Этим он во многом обязан своему семейному счастью. Его жена Галина — киновед, педагог, режиссёр, сценарист и очень умная женщина. Они вместе вот уже 38 лет, жена во многом направляла его карьеру. Вениамин Смехов не стал ни народным, ни даже заслуженным артистом, у него нет наград — всё это заменяет безупречная творческая и человеческая репутация.