ЕАЭС, конечно, крут, но и санкции не лыком шиты
Странам — участницам Евразийского экономического союза совершить экономический рывок мешает Запад

В Бишкеке прошли первый Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета (в онлайн-формате). В мероприятиях приняли участие около 2,5 тыс. представителей госорганов и бизнес-структур из 25 стран мира, в том числе из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Выступили главы стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В Бишкек из них приехал только президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, остальные общались между собой по видеосвязи. Это не помешало странам подписать 17 программ сотрудничества. Одним из ключевых соглашений стал меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства, заявила официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина. Но в создавшихся условиях политиков и экспертов более других волновали вопросы стратегического характера: есть ли будущее у ЕАЭС. Мнением на этот счёт поделились собеседники NEWS.ru.
Отношения крепнут?
Киргизская сторона на правах организатора ещё до начала саммита ЕАЭС сообщила, что он пройдёт в формате видеоконференции. Личное участие президента Казахстана подчеркнуло его заинтересованность в мероприятии, но в то же время позволило наблюдателям порассуждать о настроениях в отношении ЕАЭС других глав стран-участниц. Появились даже предположения, что создавшаяся международная обстановка несколько изменила их взгляд на евразийскую интеграцию.
Однако президент России Владимир Путин в своём видеовыступлении на саммите заявил об обратном:
Назрело время сформировать комплексную стратегию развития большого евразийского партнерства, и она должна отражать ключевые международные вызовы, стоящие перед нами, а также определять перспективные цели, содержать инструменты и механизмы для их достижения. Необходимо продумать дальнейшие шаги по развитию системы торговых и инвестиционных соглашений, в том числе с участием государств — членов ШОС, АСЕАН и БРИКС.
Президент РФ рассказал о дорожной карте индустриализации в рамках ЕАЭС, в которой существует свыше 180 проектов с общим объёмом инвестиций более 300 миллиардов долларов. Подготовлена программа развития агроиндустрии, включающая более 170 проектов на сумму 16 миллиардов долларов.
Ещё один аргумент, призванный проиллюстрировать интеграционные успехи ЕАЭС, привела официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина. Она подчеркнула, что объем взаимных расчетов между странами ЕАЭС в национальных валютах достиг 75 процентов. Получается, что страны ЕАЭС удачно вытесняют из своей торговли валюты недружественных стран.
Казахстанский политолог Адиль Каукенов заявил в беседе с NEWS.ru, что страны ЕАЭС, как показал бишкекский саммит, дорожат своими экономическими отношениями.
Региональная интеграция безальтернативна даже в период геополитической турбулентности. В Бишкеке был принят пакет документов, которые укрепляют эту интеграцию, упрощают ряд процедур в экономическом сотрудничестве. Конечно, любые санкции ослабляют взаимодействие. Об этом, в частности, говорит Китай, который является крупным региональным игроком. Более того, Пекин напоминает, что санкции осложняют всю мировую торговлю. Самый наглядный пример — это проблема с продовольствием в мире, которую многие страны ощутят уже к концу года. Но нарушение глобальных цепочек ставит ещё большие задачи перед региональными связями.
Адиль Каукенов — директор Центра китайских исследований (Казахстан, г. Алма-Ата)
Дмитрий Болкунец напомнил, что в Евросоюзе существует множество программ и фондов, которые помогают развиваться конкретным отраслям отдельных регионов — подтягивают экономику тех, кто отстаёт. В ЕАЭС ничего подобного нет. Зато есть множество неработающих соглашений и других документов. К примеру, вход на белорусский рынок для других стран сообщества по большому счёту закрыт из-за отсутствия рыночных механизмов и административных запретов. Всё это не способствует развитию стран ЕАЭС, заключил политолог.
Евразийская интеграция сегодня нужна странам — участницам союза, чтобы сообща преодолеть сложное время. Иными словами, выстоять перед давлением Запада. Но говорить сегодня об экономических рывках в ЕАЭС не приходится, поскольку процессы в Евразийском союзе очень сильно завязаны на ситуацию в его ключевой стране — России.