Торжества в Париже не смогли окончательно отодвинуть на второй план западную реакцию на выборы в двух непризнанных республиках — ДНР и ЛНР, поскольку некоторые европейские лидеры нашли время заявить о непризнании их итогов и угрозе для несколько побледневшего Минского процесса и для перспективы восстановления территориальной целостности Украины. Собственно, о Минском процессе на Западе обычно и вспоминают только тогда, когда есть шанс как-то выразить России неудовольствие. Но со своей стороны российские спикеры дали понять, что, во-первых, у Москвы небезграничное влияние на положение дел в республиках, а во-вторых, проведение таких выборов просто диктовалось сложившимися обстоятельствами. В конце концов, нити от убийства лидера ДНР Захарченко тянутся в Киев.

Таков был общий международный контекст, на фоне которого в ДНР и ЛНР и прошли выборы. Прошли без эксцессов, с традиционными для постсоветского пространства ярмарками и народными забавами. Более того, даже цены на топливо вдруг пошли вниз, что, естественно, не могло не понравиться электорату.

Однако первый фактор, который следует отметить, — это высокая явка, превысившая в обеих республиках отметку в 70%. В некотором смысле эти цифры важнее самих заранее предсказуемых итогов, поскольку речь может идти об уровне доверия граждан существующей системе и её общей политической направленности. Такой вот референдум о доверии, который можно считать состоявшимся.

Избирательный участок в ЛуганскеФото: РИА НовостиИзбирательный участок в Луганске

Что касается избрания новых лидеров республик, то тут никаких сюрпризов не было. Отныне ДНР возглавляет Денис Пушилин, а ЛНР — Леонид Пасечник. У обоих не было сколько-нибудь известных противников. И это обстоятельство многие считают серьёзным недостатком прошедшей кампании, которая была отмечена рядом полукриминальных проявлений. Достаточно вспомнить взрыв бомбы на собрании по выдвижению в кандидаты представителя компартии Игоря Хакимзянова, который, надо сказать, намёк понял и свою активность в Донецке сократил до минимума.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В целом же оба новых лидера, как считается, имеют влиятельных, но разных покровителей в Кремле. Опять возникает образ разных кремлёвских башен. В частности, полагают, что Денис Пушилин, скорее, креатура Владислава Суркова, который, вопреки многочисленным прогнозам, продолжает олицетворять российскую политику в Донбассе. При том, что в отношении фигуры нового лидера в самой республике нет полного консенсуса. Многие поминают ему и проукраинскую позицию, и участие в 2012–2013 годах в строительстве пирамиды Мавроди, когда тот решил перенести её на Украину.

А вот за Леонидом Пасечником видится, дескать, тень российской ФСБ, с которой новый начальник ЛНР якобы сотрудничал даже тогда, когда носил погоны полковника СБУ. После Майдана он выступил против прозападной ориентации Украины и покинул силовое ведомство. Однако связи с коллегами из России только усилил. Наблюдатели не исключают, что наличие разных покровителей может сказываться и на уровне интеграции обеих республик. Впрочем, выборы состоялись, и для укрепления стабильности в донбасских республиках это шаг важнейший.