В большой политике на самом высоком уровне молчание действительно порой дороже золота. Далеко не все переговоры, если стороны хотят прогресса и достижения хоть какого-нибудь значимого КПД, нуждаются в публичности. Однако эту прописную для опытных дипломатов аксиому в своём арсенале используют отнюдь не все политики. Среди них, похоже, и премьер Нидерландов Марк Рютте, который не стал отказывать себе в удовольствии рассказать зрителям телеканала RTL о своей «секретной» встрече с президентом России Владимиром Путиным.
Возможно, журналисты да и все остальные «простые смертные» должны буквально на руках носить таких политиков. Ведь без них информационная повестка дня была бы куда скуднее, а инфоповодов куда меньше. Однако многие ведь частенько критикуют не только политиков, но и дипломатов за то, что их многочисленные саммиты, переговоры и прочие «сабантуи» не заканчиваются конкретными договорённостями. Иными словами, по усам у них часто течёт, а вот в «рот» стран ничего в итоге не попадает. Может быть, просто иногда стоит не интервью раздавать, а делом заниматься? Каждый своим. И желательно качественно.
Как бы там ни было, но в среду, 3 июля, г-н Рютте буквально взорвал медиапространство своими откровениями о том, что он на недавно завершившемся в Осаке саммите G20 провёл некую секретную встречу с Владимиром Путиным. Говорили, по его словам, о крушении МН17. При этом премьер отказался сообщить какие-либо подробности разговора: «Обсуждение должно оставаться конфиденциальным, в том числе из-за чрезвычайно высокой деликатности темы».
Марк Рютте
Тут же возник вопрос, зачем нужно было тогда говорить «А», отказываясь упоминать «Б»? Не для того ли, чтобы дать западным журналистам очередной повод покритиковать Москву? И желающие тут же нашлись. К примеру, немецкое издание Heise обратило внимание, что на сайте Кремля нет никакой информации о данной встрече. «Видимо, разговор с Рютте был настолько несущественным для российской стороны, что о нём даже не упомянули», — заметили в редакции.
В действительности всё иначе. В России вряд ли найдётся хотя бы один серьёзный политик, который заявит, что в стране считают тему крушения Boeing авиакомпании Malaysia Airlines в июле 2014 года в Донецкой области на востоке Украины несущественной.
Почему же тогда в Москве не стали упоминать о состоявшейся встрече в Осаке? Ситуацию в среду прояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Я могу подтвердить эту беседу, это было очень краткое общение „на ногах“, в кулуарах. Помимо премьер-министра Нидерландов Путин имел такие беседы практически со всеми участниками этого саммита. И действительно был затронут этот вопрос», — сообщил он журналистам.
По словам Пескова, позиция российской стороны предельно понятна и последовательна: «Она зиждется на том, что вряд ли можно воспринимать всерьёз расследование, которое осуществляется без участия России. Такие тезисы постоянно доводятся на разных уровнях до наших визави в Нидерландах и в других странах».
Напомним, что пассажирский «Боинг-777» компании «Малайзийские авиалинии», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины. В результате погибли 298 человек — граждане 10 государств. Расследованием ЧП занимается Объединённая следственная группа (JIT), в которую вошли в том числе представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины. Следователи установили, что лайнер, предположительно, был сбит из установки «Бук», которая принадлежала российской 53-й зенитно-ракетной бригаде. При этом каких-либо серьёзных доказательств предоставлено не было. Россия, в свою очередь, официально свою причастность к ЧП отрицает.