Игры способствуют развитию познавательных способностей у ребёнка, особенно у детей дошкольного возраста, рассказала в интервью «Газете.Ru» психолог кандидат медицинских наук Ирина Машкова. Специалист отметила, что виртуальные игры, в отличие от обычных, например игр в прятки, способны негативно повлиять не ребёнка и довести до невроза.
По словам психолога, ребёнок в возрасте 1–3 лет активно познаёт мир и любая игрушка способствует развитию его познавательных способностей. Она отметила, что для детей такого возраста все игрушки интересны и полезны, они привлекают запахом, цветом, возможностью извлекать звуки и совершать действия, что играет важнейшую роль в развитии.
Каждое из этих действий запускает огромное количество нейронных связей, которые способствуют функциональному созреванию коры больших полушарий головного мозга. А это надёжный каркас для развития восприятия, мышления и речи, — сказала Машкова.
По её мнению, важнейшая игра для детей раннего возраста — игра в прятки, так как она учит ребёнка «исчезать и появляться». Эта игра способствует формированию у ребенка собственного «Я». Манипуляция с виртуальными предметами на экране гаджетов не способна развить в ребёнке те качества, которые он приобретает при обычной игре, считает психолог.
Действия с экраном происходят по модели «кнопка — результат», поэтому у ребёнка не развиваются такие сложные функции психики, как произвольная саморегуляция и планирование, — сказала эксперт.
По словам кандидата медицинских наук, ребёнку без этих качеств будет трудно привить навыки поведения и особенно отчетливо это проявится к началу школьной жизни.
Увлечение экраном приводит к оптико-пространственным нарушениям, когда ребёнок не способен правильно оценить размер, удалённость, направленность объектов, а также их расположение относительно друг друга. В результате у ребёнка могут быть проблемы с рисованием, чтением, письмом и счётом, — добавила она.
Ранее семейный психолог и основатель Академии безопасности Ольга Бочкова рассказала, что для защиты от преступников ребёнку нужно объяснить правила безопасности, а не запрещать действия. Просто запрет куда-то уходить с незнакомцами вызовет только путаницу, объяснила она. Например, будут вопросы, можно ли уходить с незнакомым ребёнком, считается ли недельное знакомство достаточным, сказала эксперт.