27 октября 2022 в 12:30

Пять главных вопросов о продажах на маркетплейсах

Сколько можно заработать, продавая товар на онлайн-площадках, и как начать этим заниматься

Фото: Shutterstock/FOTODOM

В последние годы в России набирает обороты торговля на маркетплейсах. Это платформа электронной коммерции, которая выступает посредником между покупателями и продавцами. Люди заходят туда с разными мотивами — кто-то ищет дополнительный заработок (что особенно актуально во время кризиса), кто-то рассматривает торговлю как основной вид деятельности. А некоторые оказывают посреднические услуги. NEWS узнал у экспертов, как правильно заработать на маркетплейсах и всем ли стоит это делать.   

Какие маркетплейсы существуют

Российские предприниматели продолжают осваивать онлайн-каналы продаж своих товаров. За календарный год (с начала октября 2021 года) на Wildberries вышли 644,8 тыс. представителей бизнеса. Наибольшее число из них (свыше 62%) — индивидуальные предприниматели, число которых выросло на 407,9 тысячи, сообщили NEWS.ru в пресс-службе. Чаще всего они продают одежду и аксессуары, косметику, предметы интерьера и продукцию для благоустройства дома. 

Данные аналитиков показывают, что популярность и других площадок уверенно набирает обороты. Для сравнения — в 2020 году на Wildberries было 91 тысяча продавцов, в 2022-м — 322 тысячи. На OZON два года назад было 30 тысяч селлеров, в этом году — 160 тысяч. По данным сервиса по автоматизации торговли, на маркетплейсах AVOSHOP чаще всего предприниматели продают детские товары, бытовую технику, товары повседневного спроса, fashion-товары и товары для животных.

Помимо Wildberries, в России популярны такие маркетплейсы, как Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress, eBay, «СберМегаМаркет». Согласно данным Data Insight, именно Wildberries является лидером по числу продаж. На втором месте Ozon — объем продаж у него в два раза меньше. Остальные  — занимают еще меньшие сегменты рынка. 

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Почему торговать на маркетплейсе — это лучше, чем создавать свой сайт с нуля

Маркетплейсы действительно дают возможность быстрого старта и быстрого тестирования товара. Человек проходит на готовую инфраструктуру, и по сути маркетплейс закрывает основные задачи бизнеса: привлечение клиентов, размещение товара на витрине и доставка товара до клиента.

Но продажи на маркетплейсах — это не волшебная кнопка, запускающая генерацию прибыли. Это высококонкурентная среда с сильными игроками, сообщает NEWS.ru эксперт по работе с маркетплейсами, маркетолог Анна Ковтун. 

За трафик и место на витрине придется побороться с конкурентами, за логистику — платить. Выйти на площадки просто, а зарабатывать нужно уметь. Здесь не обойтись без компетенций по ведению этого бизнеса и наличия оборотных средств, потому что часть средств всегда будет заморожена в товаре. 

Как зайти в маркетплейсы и чем там торговать

Первое, что нужно сделать, — найти необходимую правовую форму. С частными лицами маркетплейсы не работают.  Можно зарегистрировать себя как ИП, ООО, АО или иной вид коммерческих организаций. Далее — понять, чем именно удивить покупателей. 

Основных варианта два — производить что-то самостоятельно или покупать, а потом перепродавать. Приобретать товар можно как на оптовых сайтах, так и на площадках офлайн-торговли. Например, популярностью пользуется столичный рынок «Садовод». 

Эксперты сходятся в мнении, что новичку лучше не покупать товар на китайских оптовых сайтах. Заказы там принимают большими партиями. Можно прогореть на том, что товар окажется невостребованным. Более верная стратегия — закупка небольших партий и тестирование их. Как только процессы по ведению бизнеса будут отточены, уже можно заниматься оптимизацией и масштабированием: искать контрактное производство, или вообще создавать свое, или налаживать работу с Китаем, сообщила Анна Ковтун. 

Если вы все же нацелены на китайский товар, можно поискать такой же товар у крупных оптовиков, кто покупает его большими партиями и перепродает. Закупить для первого раза пусть дороже, но зато с гарантией что вы не заморозить деньги и совпадете по срокам. 

Анна Ковтунэксперт по работе с маркетплейсами, маркетолог

Также существуют форматы обучения в виде наставничества — непосредственно под руководством опытного эксперта (бизнесмена). Это более затратный, но простой вариант с большой гарантией успеха. Если человек располагает нужными ресурсами, он может заказать так называемый бизнес под ключ. Когда специально обученные люди все сделают за него, а предпринимателю только и остается, что получать прибыль.   

 

Вероника Филина-Коган
Вероника Филина-Коган