24 мая 2022 в 18:48

Колбаса уже не та: правда ли, что качество продуктов в России упало

Соцопрос Роскачества продемонстрировал изменение потребительского отношения к пищевой продукции

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Часть россиян столкнулась с ухудшением качества колбасных изделий, консервов, молока, овощей и фруктов, алкоголя, кофе, хлеба и других продуктов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого Центром изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества и Аналитическим центром НАФИ. Авторы исследования при этом утверждают, что большинство опрошенных никаких изменений не заметили. В Федеральном научном центре пищевых систем имени Горбатова, который входит в структуру РАН, предпочитают опираться на результаты химико-биологических экспертиз, которые, в отличие от совокупности мнений случайных респондентов, дают точную научную картину. NEWS.ru узнал, связаны ли вопросы к качеству продовольствия с инфляцией и проблемами нехватки в РФ зарубежных компонентов в условиях санкций.

Сложности с добавками

По данным опроса ЦИПП и НАФИ, который в апреле проводился среди 1600 совершеннолетних россиян из 50 субъектов Федерации, качество ряда продуктов питания ухудшилось. Чаще всего респонденты относили к этой категории колбасные изделия (33%), консервы (25%), молочную продукцию (21%), овощи (20%), алкогольные напитки, кофе, фрукты, хлебобулочные и кондитерские изделия (по 19%).

При этом, следует из отчёта о результатах опроса, другие респонденты, напротив, говорили об улучшении качества продовольствия, в том числе детского питания (20%), фруктов (16%), хлеба (14%), овощей (13%) и кондитерских изделий (12%).

Большинство опрошенных (72%) считают, что качество приобретаемого ими продовольствия за последнее время не изменилось. Прежде всего в их числе те, кто оценивает своё материальное положение как удовлетворительное (64%) или хорошее (22%), а также работающие граждане (62%) и люди в возрасте 45–54 лет (42%).

По большинству категорий продуктов питания опрошенные, как отмечают авторы исследования, не ожидают изменения качества в ближайшем году. Однако на повышение его у овощей и фруктов надеются 25% россиян. А что касается перспектив в плохую сторону, то здесь лидирует алкоголь (27%), далее идут колбасные изделия (25%), консервированные фрукты (24%), консервы (23%) и кофе (22%).

Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

Комментируя результаты исследования, замруководителя Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов отметил, что к высоким общественным ожиданиям в отношении доступности качественных продуктов питания приводит массовое осознание того факта, что высокое качество продовольствия является важнейшим условием здоровья и благополучия человека. Поэтому на фоне растущей инфляции, отмечает эксперт, государству «особенно важно контролировать соблюдение производителями требований к безопасности, натуральности и пищевой ценности продуктов питания всех ценовых категорий». А на фоне увеличения разнообразия ассортимента следует «развивать потребительскую грамотность людей — способность выбирать наиболее качественные и полезные продукты, тем самым усиливая конкуренцию среди производителей в этом аспекте».

Как заявила NEWS.ru замдиректора по научной работе Федерального научного центра пищевых систем имени Горбатова профессор Анастасия Семёнова, соцопросы не лучший способ изучения качества той или иной продукции. Вместо этого существуют другие способы исследований, которые дают точные ответы на вопрос о качестве продовольствия.

Существуют прямые методы определения качества — непосредственное исследование продукции, её химический и микробиологический анализ. Есть ежегодный национальный конкурс региональных брендов продуктов питания. Представляемая на нем продукция проходит строжайшую проверку. Следующий конкурс состоится осенью, и тогда мы сможем сказать, на основе сравнения результатов прошлых лет, как качество продовольствия изменилось. А опрос общественного мнения интересен, важен и, вероятно, позволяет судить об удовлетворённости или неудовлетворённости потребителя. В период изобилия продуктов, как правило, потребитель меньше доволен их качеством, чем тогда, когда наблюдается их недостаток. Многие психологи исследуют феномен пищевых ароматизаторов, рост производства которых повлиял на потребительское поведение: когда люди имеют возможность выбора, им хочется чего-то более вкусного и ароматного, более существенно влияющего на органы чувств, чем привычные продукты. Поэтому некоторые предпочитают что-то сильно перчённое или солёное, подсаживаются на чипсы и кока-колу, которые обладают ярко выраженным вкусом.

Анастасия Семёновазаместитель директора по научной работе Федерального научного центра пищевых систем имени Горбатова Российской академии наук

При этом ранее председатель Союза потребителей России Петр Шелищ заявил, что «практически все продукты из-за санкций станут хуже». По его словам, сейчас рост цен сдерживается за счёт ухудшения качества и уменьшения количества продовольствия. Чаще всего это происходит, когда сырьё подменяется на более дешёвое.

Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

Из-за повышения цен и проблем с логистикой, отметил Шелищ, производители вынуждены упрощать технологии и заменять сырьё в условиях, при которых их побуждают сдерживать цены торговые сети и потребительский спрос. Также он отметил, что ранее цена колбасы под названием «Русская» более чем на 90% состояла из импортных составляющих, в том числе мяса, упаковки и даже верёвки. Кроме этого, производилась такая колбаса на зарубежном оборудовании. В этой связи эксперт выразил надежду, «что сейчас это уже не так».

Антон Касс
Антон Касс