В восстановлении разрушенных городов юга и востока Украины участвуют около 60 тысяч строителей и других специалистов. Об этом NEWS.ru рассказали в Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Правительство подготовило план работ по восстановлению 6,2 тысячи объектов на контролируемых РФ территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, назвав его «самым большим проектом страны». Причём его финансирование ложится не только на федеральную казну, но и на плечи российских субъектов, которые вложат в эту деятельность триллионы рублей. По данным Минстроя, наиболее активно работают в этом направлении 55 регионов, к подрядам привлечено более 400 компаний. Отдельно кабмин занимается Мариуполем, где трудится треть строителей и других рабочих, привлечённых в Донбасс. На примере этого и отчасти других населённых пунктов NEWS.ru узнал, какие компании активнее всего задействованы в строительных и иных подрядах на новых территориях.
Треть на Мариуполь
По данным Минстроя РФ, представители федеральных и региональных органов власти «принимают личное участие в координации работ». Это, как заявили NEWS.ru в ведомстве, «позволяет облегчить организацию строительного процесса — завоз материалов, доставку грузов, транспортировку специалистов».
В восстановительных работах в рамках программы шефской помощи особенно активно участвуют 55 регионов России. На сегодняшний момент в рабочий процесс вовлечены 7 федеральных и 404 подрядные организации, — проинформировали в Минстрое.
По данным министерства, речь идёт не только о жилье, но и объектах образования, здравоохранения культуры и спорта. По состоянию на 19 декабря, уточнили в Минстрое, «в новых регионах на строительных площадках ежедневно трудятся почти 60 тысяч строителей и специалистов и порядка 3,5 тысячи единиц спецтехники».
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей восстановлено уже 1448 различных объектов, в том числе 737 многоквартирных домов, 288 котельных, 235 школ, 145 детских садов и 43 больницы. Ранее, выступая в Совете Федерации, он сообщал, что кабмин подготовил план по восстановлению 6200 объектов в новых регионах в течение трёх лет, из них 3500 объектов по словам чиновника, уже восстановлены.
При этом стоимость восстановительных работ засекречена — расходы включены в закрытую часть федерального бюджета, вероятно, скрываясь под формулировкой «специальный инфраструктурный проект», писало ранее издание RTVI. Финансирование этого в федеральном бюджете на 2023–2025 годы предусмотрено на общую сумму более 377 млрд рублей: почти 97 млрд в 2023-м, 139,4 млрд — в 2024-м и 140,7 млрд — в 2025 году.
Эти суммы на порядок меньше цифр, озвученных ранее представителями двух территорий Донбасса. Так, выступая в июне на Петербургском экономическом форуме, премьер ДНР Виталий Хоценко заявлял, что в течение ближайших двух лет РФ вложит в экономику республики более 2 трлн рублей, подчёркивая, что «сейчас все регионы <...> вкладывают большие деньги в стройку, там, по сути, триллионы». В свою очередь глава ЛНР Леонид Пасечник оценивал восстановление региона в 1,5 трлн рублей, но это было ещё до начала военной операции, когда масштабы разрушений инфраструктуры были другими.
Суммы закрытых статей федерального бюджета могут не полностью отражать реальный объём вливаний в присоединённые территории, потому что стройку там оплачивают в том числе российские регионы. При этом Марат Хуснуллин уверял, что средства выделяются из отдельных источников и не в ущерб финансированию программ развития субъектов-доноров.
Например, средства на эти цели из региональных резервных фондов выделяли Ленинградская область (1,2 млрд рублей), Пермский край (500 млн рублей), Сахалин (309 млн рублей), Саратовская область и другие субъекты, в том числе Петербург, ставший побратимом Мариуполя — одного из самых крупных украинских городов, оказавшихся под контролем РФ, и наиболее сильно пострадавшего от боевых действий. Сколько Северная столица тратит средств на строительство в этом населённом пункте, доподлинно не известно.
ДНР. Мариуполь. Восстановление одного из жилых домов
За три года
По словам Марата Хуснуллина, город на берегу Азовского моря, которым правительство РФ занимается отдельно, был разрушен на 30%. К ноябрю в Мариуполе было построено и восстановлено около 1000 новых квартир, 837 домов находилось «в активной стадии стройки». А всего за три года планируется восстановить 1600 объектов. В конце ноября вице-премьер утверждал, что все работы могут закончить за два года вместо трёх. На тот период в городе работали 28 тысяч строителей, то есть почти треть от упомянутых Минстроем 60 тысяч специалистов, привлечённых в присоединённые к РФ территории.
В августе Минстрой объявил о мастер-плане Мариуполя, который был разработан подведомственным министерству Федеральным автономным учреждением ФАУ) «Единый институт пространственного планирования» (бывшим Институтом Градплана Москвы).
Уже сейчас в Мариуполе запущен проект восстановления и строительства объектов жизнеобеспечения граждан. Всего, по предварительным данным, в 2022–2025 годах на территории города планируется построить и восстановить порядка 1,03 млн квадратных метров социальной инфраструктуры. По разработанному мастер-плану мы рассчитываем, что сможем полностью восстановить Мариуполь в течение трёх лет, — комментировал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
NEWS.ru удалось ознакомиться с этим документом. Из него следует, что в 2022 году население Мариуполя составляет 212 тысяч человек (до 24 февраля в городе жило около 450 тысяч). К 2025 году, как следует из мастер-плана, в городе должно жить уже 350 тысяч человек, а к 2035 году — 500 тысяч.
Первоочередными задачами мастер-плана указаны восстановление частного и многоквартирного жилья, строительство быстровозводимых домов; создание рабочих мест в «востребованных областях экономики», восстановление предприятий жизнеобеспечения, а также инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; сохранение и восстановление природных территорий, внедрение экологичного производства и благоустройство территорий.
По итогам 2022 года, как следует из мастер-плана, в Мариуполе будут возведены и отремонтированы 2,24 млн квадратных метров жилья, до 2025-го — ещё 2,76 млн, до 2030-го — плюс 2,5 млн, до 2035-го — плюс 1,25 млн. Максимальная высота застройки не должна быть более 15 этажей, а в центре города — 10. Помимо этого, к 2035 году в Мариуполе, согласно этому документу, должны отремонтировать и возвести 105 детсадов, 92 школы и 19 поликлиник.
Что касается рабочих мест, то разработчики мастер-плана обещают оставить в городе в качестве приоритетной отрасли занятости (23% рабочих мест) обрабатывающие производства (металлургия, машиностроение, пищевая и химическая промышленность). Далее идут здравоохранение, социальные услуги и «деятельность по уходу с обеспечением проживания» (18%), а также госуправление и оборона (17%).
Отдельно в презентации мастер-плана говорится про разрушенные во время боёв за город металлургические предприятия «Азовсталь» и комбинат имени Ильича. На территории первого должен появиться технопарк с заводами металлоконструкций, ЖБИ, переработки шлаков и отсева щебня, штампованных металлоизделий и литых металлоизделий. В историческом центре Мариуполя мастер-планом предлагается восстановление Покровского храма, Дома культуры «Азовсталь», чулочной и швейной фабрики «Фея», Театрального сквера, Школы искусств и трагически известного Драмтеатра, который был подорван 16 марта.
Концепция мастер-плана содержит конкретные предложения по развитию жилищного строительства, социальных объектов и общественных пространств, видов экономической деятельности, а также созданию современной транспортной инфраструктуры Мариуполя. В их числе — реконструкция аэропорта, модернизация железнодорожного вокзала, строительство новой автостанции для обслуживания пригородных направлений с РФ и транспортно-пересадочного узла, включающего автомобильный, железнодорожный вокзалы и новый морской пассажирский порт, — заявила директор ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ» Дина Саттарова.
Впрочем, как заявлял в беседе с изданием The Village знакомый с деталями мастер-плана эксперт в области городского планирования, документ не имеет социальной составляющей и «жизнеспособен только в очень краткосрочной перспективе».
Парадоксально, что восстановление начинается с исторического центра и «Азовстали». Советские микрорайоны, наиболее плотные и сильно пострадавшие, где крова лишились десятки тысяч, запланированы к восстановлению на после 2030 и 2035 годов. Где до этого будут жить люди, лишившиеся крова? Будет ли для них сформирован маневренный фонд? Документ не отвечает на эти вопросы, — подчеркнул анонимный источник.
Кто сидит на ресурсах и контрактах
Полного списка из более чем 400 строительных и иных компаний, занимающихся восстановлением Мариуполя и других населённых пунктов присоединённых территорий, о которых NEWS.ru сообщили в Минстрое, в публичном доступе нет.
Генподрядчиком ремонтно-восстановительных работ на территориях ДНР и ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей является созданное в мае 2022 года ООО «РКС-НР» — дочернее предприятие ФАУ «РосКапСтрой». Последнее было создано в структуре Минстроя РФ в 2016 году по поручению президента РФ «для осуществления функций единого заказчика при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства за счёт средств федерального бюджета».
Директором ООО «РКС-НР» является Ильдар Шарипов, а единственным учредителем — «РосКапСтрой». Располагается предприятие в Ростове-на-Дону, а также имеет свои филиалы в Донецке и Луганске. При этом на официальном сайте ФАУ «РосКапСтрой» указано, что компания располагается в Мариуполе, но имеет московский телефон.
На сайте «РосКапСтроя» можно узнать, что ООО «РКС-НР» выполняет «одну из ключевых ролей в реализации масштабного социально-инфраструктурного проекта» в украинских регионах, включённых в границы РФ, а также привлекает подрядчиков и координирует работы по восстановлению, демонтажу и строительству жилых и социальных объектов. По состоянию на декабрь 2022 года на строительных площадках социально значимых объектов там трудятся более 40 тысяч человек.
Организация привлекает десятки подрядчиков и курирует восстановление сотен социально значимых объектов ЛДНР. Главная цель проводимых работ — перезапуск инфраструктуры на территориях, пострадавших в результате ведения боевых действий, — сказано про ООО «РКС-НР» на сайте «РосКапСтроя».
В ООО «РКС-НР» не ответили на запрос NEWS.ru о том, кто является наиболее крупными подрядчиками предприятия. На сайте госзакупок информация об этом не раскрывается.
Сбором средств на восстановление Мариуполя в Петербурге занимается зарегистрированный ещё в 1999 году межрегиональный благотворительный фонд «Победа». С июня его возглавляет Андрей Полевой. Как писало издание «Накануне.ру», ранее он занимал пост заместителя управляющего по строительству петербургского Фонда капитального строительства и реконструкции (ФКСР), подведомственного городскому комитету по строительству.
В качестве возможной причины назначения издание указывало на то, что «Полевой является выходцем из крупного петербургского застройщика ГК „Росстройинвест“, принадлежащего семье Креславских-Туркиных», а основатель «Росстройинвеста» Игорь Креславский с января 2020 года возглавляет комитет по строительству Санкт-Петербурга. Кроме этого, по данным «Накануне», Андрей Полевой также являлся соучредителем компании «Росстройгеология», входившей в «Росстройинвест».
После того как Креславский возглавил комстрой, компании, связанные с его семьей, начали получать крупные госконтракты. Всего за год было заключено договоров на 8 млрд рублей. Что интересно, заказчиком выступал ФКСР, где высокий пост занял Полевой. Причём закупки производились у единственного поставщика, то есть торги не проводились, фонд целенаправленно заключал контракты с компаниями, связанными с семьей Креславского, — утверждается в публикации.
Игорь Креславский
Кому достаются подряды
О том, какие строительные и иные российские компании получают подряды на востоке Украины, можно судить по вакансиям, размещённым на специализированных онлайн-сервисах, где набирают рабочих на вахтовые смены в Мариуполь и другие населённые пункты.
В числе таких компаний оказалось ООО «Р-Строй», созданное в мае 2022 года в Москве. В равных долях предприятием владеют Константин Нуриев и Николай Милькис. Последний — экс-глава департамента экономического развития ХМАО, а до того он успел поработать в связанных с ВЭБ.РФ и столичными властями корпорациях развития Калужской и Московской области, писала «Фонтанка». Издание предполагало, что эта компания «оторвала жирный кусок пирога», поскольку набирает на работу в Мариуполе целиком строительные бригады под ключ — отделочников, каменщиков, электромонтажников, подсобных рабочих, сварщиков и руководителей СМУ.
ООО «ГК Апрель» искало водителей самосвала. Компания зарегистрирована в феврале 2019 года в Петербурге и специализируется на строительных и проектных работах. Принадлежит Павлу Ростову, который выступает и гендиректором предприятия.
ООО «Северная Пальмира» искало поваров и заведующих производством в Мариуполе. По данным «Фонтанки», предприятие «кормит завтраками и обедами школьников Петербурга и Ленобласти», а в петербургских СМИ его упоминали в связи «с крупным петербургским предпринимателем, меценатом и патриотом», но доказать её не удалось.
ООО «СпецСнабТранс» — московская компания, которая искала руководителя проекта по восстановлению социальной структуры. Предприятие много работало на столичных объектах благоустройства. Заказчиками работ выступали Московский метрополитен, департаменты капремонта и ЖКХ.
ООО «ЕвроТрансСтрой» — московское предприятие, которое искало водителей бетономешалки на стройки мостов в Мариуполе. Компания участвует в дорожных проектах по всей стране, имеет подразделение в Крыму, но больше всего работала в Ленобласти. Основной владелец компании — Сергей Ракчеев.
ООО «Ленмонтаж» займётся восстановлением отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, а также будет монтировать котельные и сантехнику в Мариуполе. Предприятие зарегистрировано во Всеволожске и существует 30 лет, работая в том числе на объектах Росатома, Минстроя и Управления делами президента. Компанией владеют Андрей и Дмитрий Голубовы, а также Павел Золотухин. Гендиректором числится Андрей Голубов. В конце 2021 года в компании трудились 812 человек.
ООО «Строительная Компания Гарант» набирает разнорабочих-вахтовиков на стройки Донбасса. Другая вакансия разнорабочего предусматривает выезд в Донецк. Компания зарегистрирована 28 июля 2017 года в Москве. Директором и единственным учредителем предприятия является Арсен Албертян. Основной вид деятельности компании — благоустройство ландшафта.
ООО «СтарТЕН» — московское предприятие, которое ищет ведущего специалиста отдела снабжения, инженеров-механиков и машинистов на башенные краны, инженеров производственно-технического отдела и прорабов по электромонтажным работам, водителей автобуса для развоза строительных бригад на объекты, кровельщиков, электриков и слесарей-сантехников. Эта компания, как сказано в её анкетах на сайте hh.ru, занимается лифтовым оборудованием (и известна этим в СМИ, в том числе критикой со стороны ОНФ, как произошло недавно в Волгограде), капитальным ремонтом, восстановительными работами и реконструкцией жилых многоквартирных домов. Предприятие зарегистрировано в 2009 году, базируется в подмосковной Балашихе. Руководит компанией Сергей Гришков, а единственным учредителем значится Владимир Шамшин.
В Мариуполе и Бердянске работает московское ООО «Реставрация», рекрутируя туда в том числе трудившихся ранее на московских стройках мигрантов из Таджикистана. На сайте hh.ru предприятие разместило более десятка вахтовых вакансий в Мариуполе: кладовщик, мастер-сантехник, помощник главного инженера и повар, машинист автокрана, начальник участка, шеф-повар полевой кухни и инженер, руководитель цеха производства железобетонных изделий, геодезист и руководитель проектов, машинист экскаватора, снабженец-логист.
Работает в Мариуполе и группа ООО «Гранель» — одноимённую девелоперскую группу компаний, активно строящую жильё в столичном регионе, связывают с премьер-министром Башкирии Андреем Назаровым. Предприятие ищет инженера-сметчика, который будет трудиться в Москве, но вести объекты в Мариуполе, замруководителя строительного объекта и инженера в Мариуполе.
ООО «Раминжиниринг» ищет в Мариуполь вахтовиков-кровельщиков и специалистов по восстановлению многоквартирных домов. Предприятие зарегистрировано в 2019 году в Москве. На сайте компании говорится, что помимо столицы она функционирует в Забайкальском крае и Южном федеральном округе. В частности, фирма участвовала в работах на объектах РЖД и московского метро.
Московское ООО «СК под ключ» ищет для Мариуполя водителей манипулятора и самосвала. А столичное ООО «Оникс-бетон» набирает бригаду из 20 разнорабочих для земляных работ по прокладке траншей в Мариуполе «ориентировочно на 1,5 месяца».
Расположенное в Саратовской области ООО «Бизнес-партнёр» разворачивает в Мариуполе изготовление оконного оборудования и выставило вакансию вахтового начальника производства.
На работу экскаваторщиком вахтовым методом в Мариуполь зовут работать и ООО «Дилемар» — созданную в сентябре 2020 года московскую компанию с официальной численностью штатного персонала два человека.
Вакансию инженера производственно-технического отдела в Мариуполе разместило ООО «СНМУ 54». На сайте hh.ru компания указала местом своей дислокации улицу Косыгина в престижном Гагаринском районе Москвы. Однако, судя по выписке из Единого государственного реестра юрлиц, компания с таким названием базируется в Новосибирске, она специализируется на строительстве.