Как это бывает в каждом вооруженном конфликте, в ходе СВО некоторые образцы оружия показали себя с наилучшей стороны, вызвав интерес во всем мире. К ним можно отнести дроны-камикадзе семейства «Ланцет», разведывательные беспилотники «Орлан-10», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» и, конечно, авиабомбы с модулем планирования и коррекции (УМПК).
«Укрепы» стали бесполезны
УМПК подарили вторую жизнь так называемым «обычным» свободнопадающим авиабомбам, превратив их в высокоточный боеприпас, причем с минимальными затратами. Складывающиеся крылья и недорогая электроника позволила бомбардировщикам наносить удары авиабомбами с модулем планирования и коррекции, не заходя в зону комплексов ПВО малой и средней дальности.
Появление у ВКС РФ большого количества авиабомб с данным модулем стало настоящим кошмаром для ВСУ. Сначала УМПК появились на ФАБ-500 и ФАБ-1500, которые весили 500 и 1500 кг соответственно. Это уже было очень грозное оружие. А после того как модуль был установлен на ФАБ-3000, стало ясно, что строительство Киевом новых укрепрайонов — пустая трата сил и средств. Ни один «укреп» не выдержит попадание ФАБ-3000, насколько хорошо он ни был бы спроектирован и построен. Как говорится, против лома нет приема.
Время — это жизни
Однако авиабомбы с модулем планирования и коррекции хоть и показали свою эффективность, но бомбардировщики все равно находятся в зоне риска, особенно на тех участках фронта, где у противника имеются дальнобойные зенитные комплексы. Например, американский «Пэтриот». И хотя этот ЗРК в ходе СВО не оправдал всех возлагавшихся на него надежд и не оказался очередным «чудо-оружием», для российской бомбардировочной авиации он представляет серьезную угрозу.
Поэтому российские инженеры взялись за доработку модуля планирования и коррекции, о чем на днях сообщил Ростех. Доработка — вполне логичный шаг, призванный улучшить характеристики авиабомб с УМПК и обезопасить бомбардировщики.
Главная задача, которую должны решить инженеры, это увеличение дальности полета авиабомб. Если сейчас она составляет около 50–60 километров, то после проведенных работ она должна существенно увеличиться. Вряд ли получится создать авиабомбу, сброс которой будет проходить вне досягаемости «Пэтриотов». Но вот сократить время нахождения бомбардировщика в опасной зоне — вполне возможно.
Ростех не раскрывает детали доработки УМПК. Но можно предположить, что российские инженеры пойдут по пути американцев, которые превратили авиабомбу GLSDM в дальнобойный боеприпас, установив на нее компактный реактивный двигатель. Разумеется, подобный апгрейд увеличит цену авиабомбы, но она все равно будет в разы ниже ракет «воздух — земля». Зато по эффективности сможет их превзойти. Особенно если речь идет о ФАБ-3000. Впрочем, возможен и более простой вариант — доработка крыльев и головного обтекателя.
Враг должен бояться
Инженерная мысль не стоит на месте, особенно когда начинаются вооруженные конфликты. И не зря было придумано такое выражение, как гонка вооружений. Если вспомнить российскую армию 2021 года и посмотреть на нынешнюю, то она преобразилась кардинально. Три года назад никто и предположить не мог, что главным врагом бронетехники станут крошечные дроны, а авиация начнет массово использовать умные авиабомбы, забрасывая их на полсотни километров. Причем на такие расстояния оказались способны летать не только ФАБ-500, но и ФАБ-3000.
В этой связи можно только посочувствовать коллективному Западу. С начала девяностых годов он делал все, чтобы ослабить Россию и ее вооруженные силы. Но добился через свои прокси-структуры лишь того, что в 2024 году российская армия стала одной из самых боеспособных в мире и имеющей реальный опыт участия в современном конфликте. А по многим направлениям российские военные вообще не знают себе равных.
Например, имей палестинцы в секторе Газа всего полсотни подготовленных «дроноводов», то израильская армия понесла бы тяжелейшие потери в живой силе и особенно в бронетехнике. А имей сирийские ВВС таких же опытных летчиков, как российские, и бомбы с УМПК, то израильские военные сто раз подумали бы, прежде чем совершать налеты на сирийские города.
И с каждым днем проведения СВО боевой опыт российских войск увеличивается, суммируется, обобщается и изучается. А в тылу разрабатываются все более совершенные образцы оружия. И остается только догадываться, какими характеристиками будут обладать через пару лет российские умные бомбы с модулем планирования и коррекции.
Читайте также:
Из чего будут стрелять наши гаубицы: калибр 152 мм против натовского 155 мм
ВВС Украины отказались от истребителей SAAB JAS 39 Gripen. Но почему?
Российский танк «Черный орел»: самый мощный двигатель и огромная пушка
Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ