Прошел ровно месяц с момента экологической катастрофы в Керченском проливе, где в результате крушения двух танкеров разлилось более двух тысяч тонн мазута. Специалисты и волонтеры до сих пор устраняют последствия инцидента: вывозят загрязненный грунт, спасают птиц. Тем временем правоохранительные органы продолжают искать виновных в трагедии. О том, что могло послужить причиной инцидента и кто понесет за него ответственность, — в материале NEWS.ru.
Что известно о крушении танкеров в Керченском проливе
15 декабря в Керченском проливе, рядом с полуостровом Тамань, потерпели крушение два танкера с мазутом: «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Они попали в шторм, в результате мощными волнами была пробита обшивка судов.
Сначала пострадал танкер «Волгонефть-212»: его разломило пополам, и он стал идти ко дну в районе мыса Такиль. Примерно через час аналогичные повреждения получило судно «Волгонефть-239», его кормовую часть отнесло к мысу Панагия, оно село на мель менее чем в 100 метрах от берега.
На борту «Волгонефти-212» находилось 13 членов экипажа. 12 человек удалось спасти, двое из них были госпитализированы в тяжелом состоянии, в том числе капитан судна: он наглотался воды с нефтепродуктами. Еще один моряк погиб. Тем временем экипаж «Волгонефти-239» был благополучно эвакуирован в полном составе.
Танкеры перевозили порядка 9200 тонн мазута, из них в воде оказалось около 2400 тонн. Вскоре мазут начало выносить волнами на окрестные пляжи. При этом еще около пяти тысяч тонн осталась лежать на морском дне «желеобразной массой, которая никуда не движется», отмечал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Какой ущерб причинил разлив мазута в Черном море
На побережьях, куда выбросило мазут, был организован сбор загрязненной почвы. Только на Кубани общая протяженность (не сплошная) пострадавших пляжей составила 55 километров. На самых сложных участках сотрудникам МЧС приходилось трудиться круглосуточно, помощь спасателям оказывали тысячи добровольцев.
«Мы аккуратненько снимаем лопатой верхний слой, пораженный мазутом, чтобы не зацепить лишнего песка. В дальнейшем мы сгребаем все в небольшие кучки и складываем в мешки. Порой мы это делаем даже руками, чтобы зацепить поменьше непораженного песка», — рассказывал NEWS.ru один из волонтеров.
В Краснодарском крае был объявлен федеральный режим чрезвычайной ситуации, локальные режимы ЧС ввели в нескольких районах Крыма, в частности в Севастополе и Черноморском районе.
Отравление мазутом привело к гибели местной фауны. По данным научно-экологического центра «Дельфа», с момента трагедии специалисты обнаружили по меньшей мере 61 погибшего дельфина, смерть 32 из которых, вероятнее всего, была вызвана именно нефтепродуктами.
Помимо уборки мазута, на пляжах была организована помощь птицам. Волонтеры отлавливали пернатых, давали им сорбенты и чистили перья от мазута. По последним данным, таким образом удалось спасти порядка 4,8 тысячи особей. Из отправленных на реабилитацию птиц, погибло менее 10%.
Токсичные испарения мазута также негативно сказываются на людях. Работающие на месте разлива добровольцы, несмотря на защитные маски, периодически жалуются на тошноту, рвоту и головную боль. Известно как минимум об одном случае смерти среди волонтеров, убиравших нефтепродукты, — 17-летнем школьнике. Однако точную причину его гибели еще предстоит установить.
Доцент кафедры промышленной экологии РГУ нефти и газа имени Губкина Сергей Остах предварительно оценивал ущерб не менее чем в 1,2 млрд рублей. При этом исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» Владимир Чупров называл куда более серьезную цифру — около 33,4 миллиарда рублей ущерба (по методике Минприроды) только для водных объектов.
По состоянию на 15 января, на побережьях Крыма и Краснодарского края собрано почти 165 тысяч тонн загрязненного грунта и песка, из них вывезено 125 тысяч тонн. Следы мазута определены на участках береговой линии протяженностью 794 километра, продолжается обследование еще 896 километров.
Из-за чего танкеры могли потерпеть крушение
Танкер «Волгонефть-212» был построен в 1969 году, а «Волгонефть-239» — в 1973 году. Позже оба были переделаны и укорочены до стандартов «река — море». Этот факт лег в основу одной из версий трагедии — оба судна якобы разошлись по шву. NEWS.ru обратился за комментарием в Волгоградский завод судового машиностроения (в прошлом — Волгоградский судостроительный завод), однако на момент публикации ответ не был получен.
«Виновата ли переделка судна в 90-х годах, можно узнать из акта последнего освидетельствования технического состояния судна (проводится каждые пять лет. — NEWS.ru) специалистами Российского морского регистра судоходства (РС). Так как судно в эксплуатации, то очевидно, что было получено положительное заключение РС», — прокомментировал NEWS.ru приведенную версию гендиректор Центрального НИИ морского флота Сергей Буянов.
Также заявлялось, что эти суда не предназначены для судоходства по морю зимой. По данным Ространснадзора, корабли находились в Керченском проливе в нарушение сезонных ограничений. В этой связи именно штормовая погода могла спровоцировать крушение: по словам научного руководителя Гидрометцентра России Романа Вильфанда, даже небольшие трехметровые волны в тех относительно неглубоких водах могут обернуться катастрофой.

Согласно другой версии, трагедию спровоцировали ошибки экипажей, они могли не справиться с управлением в шторм. Так, на пресс-конференции 19 декабря президент РФ Владимир Путин заявил, что, по мнению следователей, ответственность за крушение судов лежит на капитанах — они нарушили правила и не ушли в укрытия.
В настоящее время оба капитана задержаны, им предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего на одном из судов погиб член экипажа).
Историк флота и эксперт по военному кораблестроению Дмитрий Жаворонков в разговоре с NEWS.ru назвал три фактора, которые могли привести к крушению танкеров. Это погодные условия, ошибки экипажа и возраст судов.
«Есть момент усталости металла. Нагонная волна в сочетании с определенными условиями и ветром может сильно повлиять на судоходство. Флот у нас достаточно старый, когда танкерам 40–50 лет. И это гражданские суда класса „река — море“. Когда это не военный корабль, не корабль усиленный по корпусу и прочностным характеристикам, то, естественно, все заканчивается так. Гражданский флот-то необходимо обновлять. Мы видим, к каким последствиям приводит эта проблема», — сказал специалист.
Он не исключил, что в случившемся мог сыграть роль и тот факт, что танкерам несколько дней не давали разгрузиться. Так, Telegram-канал Baza со ссылкой на капитана «Волгонефти-212» писал, что судно стояло в очереди в перегрузочном районе порта Кавказ, но не могло подойти к терминалу, потому что приоритет якобы был отдан судам «Роснефти».
Во время ожидания у танкера сломался один из котлов, но уйти обратно судно тоже не могло, поскольку переход нужно было оформлять в РС. Сделать это оказалось невозможным — для этого оно должно быть в балласте, то есть пустым, но его не разгружали.
Что известно о компаниях — владельцах затонувших танкеров
Известно, что «Волгонефть-212» принадлежит компании «Кама Шиппинг», а «Волгонефть-239» — «Волготранснефти».
В середине января новороссийская транспортная прокуратура подала в Арбитражный суд Краснодарского края два заявления о привлечении «Кама Шиппинг» к административной ответственности (не уточняется, по какой статье). Кроме того, в суд на «Кама Шиппинг» (и связанную с ней «Каматрансойл») подала «Морспасслужба», суть исковых требований не раскрывается.

Кроме того, в картотеке суда есть еще один иск транспортной прокуратуры о привлечении к административной ответственности. Ответчик там не указан, но в качестве иных лиц прописана как раз «Волгатранснефть».
Что касается финансового положения компаний, то ФНС приостановила операции по счетам «Кама Шиппинг». Поводом стало отрицательное сальдо налогового счета компании в размере 55 миллионов рублей. Тем временем кредитор «Волгатранснефти» — компания «Волга-бункер» — намерена обратиться в суд с заявлением о признании владельца «Волгонефти-239» банкротом: из-за отсутствия оплаты по договорам купли-продажи шести судов.
На ком лежит ответственность за инцидент в Керченском проливе
Глава Центрального НИИ морского флота Сергей Буянов в разговоре с NEWS.ru назвал сразу нескольких возможных ответственных за катастрофу в Керченском проливе. Среди них, по его мнению:
- руководители судоходных компаний, которые не обеспечили безопасную эксплуатацию судов (в результате погиб член экипажа одного из танкеров);
- капитаны, которые не обеспечили безопасную эксплуатацию судов, не увели судно на время шторма в заранее определенный район убежища;
- сотрудники рейдового терминала, которые в течение длительного времени (три недели) не давали разрешения на выгрузку груза. Капитан судна неоднократно обращался за таким разрешением;
- другие лица, которые подписали разрешительные документы, вина (невиновность) которых может быть определена после тщательного изучения всех документов.
В беседе с NEWS.ru президент Национальной ассоциации природопользователей юрист-эколог Борис Кокотов сослался на федеральный закон «Об охране окружающей среды», из которого следует, что ответственность за возмещение вреда окружающей среде лежит на том, кто его причинил. В данном случае речь идет о компаниях-судовладельцах, заметил юрист.
«Есть такое понятие, как средства повышенной опасности, к коим относятся транспортные средства, в частности суда, которые затонули. В данном случае судовладельцы, безусловно, должны нести имущественную ответственность в виде возмещения вреда окружающей среде. Других вариантов нет», — пояснил специалист.

Сначала Росприроднадзор должен оценить ущерб, а затем предложить компаниям добровольно его возместить. Если этого не произойдет, то ведомству придется обратиться в суд для взыскания средств. При этом Кокотов не исключил, что ущерб может «оказаться слишком огромным» — в таком случае вопрос ликвидации последствий будет решаться за счет средств федерального бюджета.
По его мнению, вероятность того, что компании не смогут покрыть ущерб, довольно высока. Собеседник NEWS.ru отдельно упомянул и ответственность руководств компаний — их могут привлечь по уголовным статьям.
«С учетом того, что был причинен достаточно крупный ущерб, более того, был причинен вред животным и, может быть, людям, — тогда могут привлечь и к уголовной ответственности, назначить реальные сроки. Попасть могут и капитаны танкеров, и руководители, если они своими действиями способствовали совершению этого инцидента. Конечно, будут выявляться виновные. Но это уже за пределами возмещения вреда», — подытожил юрист.
Сколько владельцам танкеров «Волгонефть» придется заплатить за ущерб
Вице-президент Ассоциации международного морского права Ольга Кулистикова в разговоре с NEWS.ru отметила, что в случае с аварией в Керченском проливе вопросы компенсации ущерба от загрязнения морской среды регулируются международными договорами РФ, чьи положения отражены в соответствующих правилах Кодекса торгового мореплавания РФ. Согласно им, ответственность возложена на собственника судна. Сумма рассчитывается исходя из вместимости судна. Для танкеров вместимостью не более 5 тыс. тонн (какими и были затонувшие суда «Волгонефть») предел материальной ответственности составит 602 млн 766 тыс рублей, пояснила эксперт.
В отношении аварии в Керченском проливе будет также применяться Найробийская конвенция об удалении затонувших судов 2007 года, рассказала Кулистикова. Согласно документу, собственник несет ответственность за расходы на установление местонахождения, обозначение и удаление затонувшего судна. Эта ответственность должна иметь финансовое обеспечением, для чего судно получает соответствующее свидетельство, пояснила она.
Читайте также:
Битва за пернатых в Анапе: как спасают птиц после разлива мазута
Надо отвечать за экоцид: почему Зеленский не приехал на саммит по климату
США угрожает нашествие «суперсвиней»: кто это, опасны ли они для человека
Подрыв Каховской ГЭС: как случилась катастрофа, лишится ли Крым воды