Дети из башкирского города Сибай настолько суровы, что гуляют на улице в противогазах. Это не шутка, а печальная правда жизни. Из-за пожара на шахтах Сибайского карьера и вредных выбросов с завода буровых реагентов экологическая ситуация ухудшилась настолько, что при выходе на улицу у людей першит в горле и текут слёзы из глаз. Что предпринимают в связи с этим местные власти, разбирался News.ru.

Странный запах гари жители Сибая почувствовали ещё летом 2018 года. «Жители близлежащего посёлка Золото предположили, что это горят торфяники. Вызывали пожарных», — рассказывает местная жительница Альфия Узянбаева.

То, что возгорание произошло в шахтах карьера, понять удалось только к ноябрю. Из-за сильного бурого смога и запаха серы на территории Сибая ввели режим повышенной опасности. Примечательно, что шахт в карьере несколько, в какой из них возник пожар, точно не известно. В некоторых шахтах, несмотря на опасности, продолжали работать горняки.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В конце осени вредный выброс произошёл на ещё одном предприятии — ООО «Сибайский завод буровых реагентов». В воздух оказалось выброшено около тонны загрязняющих веществ. Согласно данным башкирского Минэкологии, содержание оксида углерода оказалось превышено в 4,1 раза.

На нарушителей завели административное дело, приставы опечатали завод и приостановили его деятельность. Однако 30 января предприятие отчиталось об устранении нарушений и снова возобновило работу.

Решение проблемы устроило не всех

Ситуация с карьером оказалась хуже. В январе жителям Сибая даже начали выдавать медицинские маски и активированный уголь. Несколько раз в город приезжал исполняющий обязанности главы Башкирии Радий Хабиров. Он заявил о серьёзности ситуации, публично отчитал главу города Рустема Афзалова и пообещал жителям разобраться в происходящем.

«Я поставил задачу решить проблему в течение двух недель. Контроль — оставляю за собой. Я много раз говорил, что мы наших жителей один на один с трудностями не бросаем», — написал Хабиров 15 декабря в своём Facebook.

Спустя две недели ситуация действительно изменилась, но не кардинальным образом.

Во-первых, возле карьера появились огромные вентиляторы, которые отгоняют смог подальше от города. Бурый туман действительно исчез — хотя и непонятно, куда его унесло, может быть, в соседние посёлки. А вот запах сохранился, рассказывает Альфия Узянбаева.

«Когда приехал Хабиров, мы хотели с ним поговорить. Он много рассказывал, что работает для людей, помогает людям, и мы были уверены, что он нас выслушает. Но пускали только по списку. Нас не пустили — сказали, что мероприятия только для школьников, бюджетников, предпринимателей», — отметила собеседница News.ru.

Во-вторых, Хабиров договорился с руководством Крыма о том, что 500 детей из Сибая бесплатно отдохнут в южных санаториях. Правда, и тут не обошлось без ложки дёгтя. Местные жители усомнились в том, что гостями крымских здравниц станут самые нуждающиеся. Многие уверены, что безвозмездные путёвки получат отпрыски местного начальства, как это было в Брянской области. Радий Хабиров заверил, что этого не произойдёт.

В-третьих, было найдено решение проблемы с горением в шахте. Возгорание зальют водой, потом эту воду выкачают и продолжат работу под землёй. Однако процесс тушения удастся завершить не раньше чем к марту.

«Непонятно, куда планируется направить эту техногенную воду. Если в некий отстойник, то вода будет испаряться, вредные вещества будут уходить в воздух, а у нас будет ещё больше шансов получить ожог лёгких», — говорит Альфия Узянбаева.

Местные жители требуют эвакуации

По мнению доктора геолого-минералогических наук Александра Портнова, на время устранения последствий ЧП «проще эвакуировать жителей Сибая». Аналогичного мнения придерживается химик Марс Сафаров. На эвакуацию местные власти, конечно, вряд ли пойдут — слишком много усилий придётся затратить. Однако местные жители потребовали хотя бы ввести карантин в школах, чтобы вывезти детей.

«Мы опасаемся за здоровье наших детей, так как не знаем о последствиях нахождения детского организма в подобных условиях. В связи с этим требуем объявить внеплановые школьные каникулы на две недели, чтобы мы смогли вывезти школьников в безопасное место», — говорится в обращении, которое сибайцы направили на имя начальника городского отдела образования Рустама Тураева. Аналогичное обращение поступило на имя Рустема Афзалова.

Кроме того, местные жители создали несколько инициативных экологических групп. Они требуют от руководителей карьера выплатить по 2 млн рублей тем, кто оказался на территории, приближенной к карьеру «санитарной зоны», чтобы жители могли покинуть опасное место. Активисты планировали провести митинг, однако массовое мероприятие им не согласовали.

По факту загрязнения атмосферы было возбуждено уголовное дело. Примечательно, что директор Сибайского филиала ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат», которому принадлежит карьер, Яудат Биккинов, является депутатом Государственного собрания Республики Башкортостан.

Однако обстановка в Сибае может ухудшиться. Помимо карьера и завода буровых реагентов, в городе планируется открыть цементный завод. «Чтобы, помимо гари, ещё и цементная пыль к нам летела. Забетонируют нам вообще лёгкие. Хорошей экологии сибайцы не дождутся», — сетует Альфия Узянбаева.

Между тем ситуацией в Сибае уже заинтересовался экологический комитет Государственной думы.

«Готовится несколько обращений, в том числе в природоохранную прокуратуру, в Росприроднадзор. Сейчас очень важно держать ситуацию на контроле и выяснить, кто виноват, почему такое случалось. Если эксперты сочтут нужным, необходимо будет провести мероприятия по закрытию социальных объектов и перевозу части жителей, которые попадают под вредное воздействие, в безопасные места», — сказал News.ru зампредседателя комитета Кирилл Черкасов.

По словам Рустема Афзалова, в случае эвакуации для сибайцев предусмотрены 27 пунктов временного размещения.

Право на компенсацию

Юристы, с которыми пообщался портал News.ru, рассказали, что пострадавшие от экологической ситуации, возникшей на карьере, арендованном Сибайским филиалом АО «Учалинский ГОК», в результате смога могут обратиться с требованием о компенсации за причинённый здоровью вред в суд к этой организации.

«По закону, если человеку причинён вред, то он имеет право на его возмещение, в том числе на компенсацию морального вреда», — отметил в беседе с News.ru юрист по спорам, связанным с причинением вреда, Илья Кожевников.

Он подчеркнул, что для успешного удовлетворения требований пострадавших должны быть документально зафиксированы два факта: причинение вреда здоровью вследствие вредоносного воздействия и сам факт вредоносного воздействия.

«В данном случае установление вины не требуется, так как тут деятельность связана с источниками повышенной опасности и в силу ст. 1079 ГК РФ ответственность наступает без вины причинителя вреда. Надзорные органы уже установили факт наступления вредоносного воздействия, и пострадавшие могут требовать возмещения вреда», — пояснил специалист.

Между тем негативные последствия от выброса могут проявиться не сразу, а через какое-то время. Поэтому исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трёх лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

В свою очередь, юрист Александр Желватых пояснил, что нужно сделать всё возможное, чтобы уголовное дело не развалилось.

«Поскольку в данном случае возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ ("загрязнение атмосферы"), есть смысл не дать этому делу исчезнуть или иным образом развалиться, установив за ним своего рода общественный контроль», — сказал Желватых.

По его словам, для этого можно посоветовать жителям массово обращаться в республиканскую природоохранную прокуратуру, подробно излагая факты негативного воздействия комбината. Чем больше будет подобных обращений, тем сложнее будет от них отмахнуться.