Едва ли не впервые промышленная политика в Российской Федерации может подвергнуться принципиальной, если не сказать революционной, корректировке. Государство предложило подумать об отказе в «антикризисной» помощи таким стратегическим отраслям, как автопром, транспорт, сельскохозяйственное машиностроение, лёгкая промышленность, судостроение. Идея принадлежит рабочей группе правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2019−2021 годы.

Положительная динамика

В кабинете министров констатировали, что кризис в российском машиностроении миновал, а спрос восстановился. Соответственно, отпала и необходимость в выделении из госказны дополнительных средств на его поддержку. Рабочая группа сочла, что без антикризисных мер в ключевых отраслях машиностроения, запущенных в 2014–2017 годах, уже можно обойтись «в связи с положительной динамикой развития». В протоколе заседания группы от 10 августа, в частности, говорится о мерах, «направленных на стимулирование спроса на промышленную продукцию указанных отраслей», пишет «Коммерсант».

Платёжеспособный спрос на изделия машиностроения начал снижаться с первой половины 2010-х годов. Этот процесс ускорился после введения санкций в отношении РФ. В итоге государству пришлось перейти к искусственному стимулированию спроса в автопроме и ряде других секторов, которые сейчас, в результате этих усилий, показывают рост производства. На сегодняшний день очевидно, что хотя правительство и обозначило намерение уйти от прямых субсидий, в ближайшие годы оно не отвернётся от машиностроения. Так, госпрограмма «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» сверх предусмотренных ранее 857 млрд рублей на 2019−2021 годы получит 1,3 млрд рублей.

Фото: Николай Хижняк/РИА Новости

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Субсидирование пока сохранится

Между тем руководитель Минпромторга Денис Мантуров заявил в кулуарах форума «Технопром», что в 2019 году субсидирование спроса машиностроения сохранится. По словам министра, объём необходимых средств в данный момент определяется, «бюджет пока находится в процессе формирования», и точные суммы можно будет назвать в сентябре после заседания бюджетных комиссий. «Почему вы называете антикризисными мерами эту поддержку, когда мы с вами кризиса не ощущаем?» — спросил Мантуров, обратившись к журналистам. В феврале, напомним, президент Владимир Путин признался, что не удовлетворён темпами роста российской промышленности, которая по итогам прошлого года прибавила всего один процент. Машиностроение, к слову, — отрасль обрабатывающей промышленности по производству всевозможных машин и оборудования. К числу наиболее субсидируемых его секторов относится, прежде всего, сельхозмашиностроение: российским заводам предоставляются средства на скидки для аграриев в размере 15−20% от цены техники. В 2018 году на это выделят около 10 млрд рублей.

Проблема в том, что госсубсидии в РФ были и остаются не вполне прозрачным механизмом, который в долгосрочной перспективе вредит рыночной экономике. И не исключено, что при прекращении господдержки и в условиях колебания валютного курса часть получателей покинет рынок из-за врождённой неспособности конкурировать и выживать за счёт собственных ресурсов.

А вообще, слабости отечественного машиностроения обусловлены несколькими фундаментальными факторами. Несмотря на провозглашённый курс на модернизацию национальной экономики, зафиксированный в «Стратегии 2020», «Стратегии инновационного развития РФ» и других госпрограммах, Россия продолжает существовать на доходы от экспорта углеводородного сырья. На сегодня ситуация такова, что их доля в экспортной выручке составляет две трети. И на протяжении многих лет темпы роста промпроизводства отстают от темпов роста ВВП. Ещё один сопутствующий момент: почти половина трудоспособных россиян занята в непроизводственной сфере — это крайне неустойчивый слой хозяйственной деятельности, не способный ни прокормить страну, ни обеспечить стабильность её богатства.

Никита Масленников, главный аналитик Института современного развития:


Я думаю, решение правильное: эти субсидии уже выполнили свою функцию, пора включать новые и более результативные механизмы. Насколько мы видим, правительство не столько снимает субсидирование, сколько меняет его форму. Дело в том, что прямая финансовая помощь во многом уже не актуальна, и способы государственного участия логичным образом претерпевают изменения. Поддержка переносится на малые и средние компании, используются разного рода налоговые льготы. Это не менее эффективные меры, и именно их сейчас требует ситуация, — чтобы компании, уже вставшие на ноги, получили некий дополнительный стимул для развития, но не за счёт прямых денег, предусмотренных в бюджете, а за счёт такого рода косвенных мер. А сэкономленные средства могут быть потрачены на другие важные государственные расходы. Промышленность, несмотря на позитивные показатели, не слишком устойчива, находится на траектории слабого роста. Но надо понимать, что резкого ускорения тоже не произойдёт, поскольку отрасль сталкивается с очень сильными спросовыми ограничениями в силу низкой платёжеспособности покупателей.