Не столь часто раскрывающая механизмы своего финансового обеспечения судебная система России приоткрыла завесу прежней закрытости от посторонних глаз и сообщила о масштабах своего финансирования. В какой мере оно увязано с эффективностью исполнения правосудия и как траты государства на суды вписаны в общую систему обеспечения всей правоохранительной системы — в материале News.ru.
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев сообщил, что бюджет судебной системы страны возрос — начиная с 2000 года без малого в 30 раз. Заявление было сделано, что называется, в открытом режиме, на пленарном заседании Совета судей РФ.
Как уточнил глава Судебного департамента, запланированный на следующий год объём финансирования российских судов, а также системы Судебного департамента более чем в два раза превышает соответствующие расходы на 2010 год и почти в 29 раз больше показателя финансирования в 2000 году. В итоге в 2020-м на судебную систему было ассигновано 219 млрд рублей.
Рост расходов с каждым годом будет всё нагляднее: на 2020 год они запланированы на уровне 219 млрд рублей, на 2021-й — 223 млрд, на 2022 год — 230 млрд. Александр Гусев проинформировал коллег, что в 2019-м была заложена сумма финансирования в размере 200,5 млрд рублей. Однако в эти параметры были внесены коррективы из-за формирования новых кассационных и апелляционных судов. В этой связи объём был доведён до 230,7 млрд рублей.
В принципе, в такой впечатляющей динамике нет ничего удивительного — в 2020 году заканчивается реализация федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2013–2020 годы». В этом году траты на неё достигли 9,2 млрд рублей. Как заметил гендиректор судебного департамента, не исключено, что она будет пролонгирована до 2024 года.
Напомним, в октябре 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (ОНДП). Среди целей на видном месте — обеспечение дальнейшего реформирования системы судопроизводства, а также повышение эффективности судебных органов.
Проект ОНДП был поддержан на заседании кабинета министров 27 сентября текущего года.
Этот документ определит на ближайшие годы всю нашу с вами работу, — презентовал программу глава правительства. — В значительной степени это будет влиять на жизнь страны. Именно с таким пониманием ответственности мы и подошли к его подготовке.
Стержень программы, по оценке Медведева, — «трезвая, в чём-то, может быть, даже жёсткая оценка ситуации, но не в меньшей степени — уверенность в наших силах».
На совещании правительства 25 сентября 2019 года, на котором глава Минэкономразвития Максим Орешкин сделал своё резонансное заявление, как уменьшить инфляцию до 3% в 2020 году, были подтверждены основные параметры федерального бюджета на следующий год и, соответственно, расходы в том числе и на правоохранительную сферу.
В любом случае — ясно было задолго и до этого совещания: правительство собирается в ближайшие три года всё больше средств направлять на силовую структуру и внутреннюю безопасность. Если в 2019-м на эти цели было запланировано 1,39 трлн рублей, то на 2020-й — уже 1,46 трлн.
При этом моментально на несколько миллиардов окреп бюджет Следственного комитета и прокуратуры. Органы МВД будут иметь финансирование на 21 млрд рублей больше, чем в текущем году. Обеспечение Росгвардии возрастёт примерно на 10 млрд рублей в 2020–2023 годах.
Таким образом, вся правоохранительная система, включая суды, в настоящее время получает каждый 10-й рубль открытых расходов федерального бюджета, не считая значительной засекреченной его доли.
Старший научный сотрудник Института переходного периода имени Гайдара, кандидат экономических наук Cергей Жаворонков считает, что финансирование в нашей стране судебной системы всегда осуществлялось по первостатейным статьям расходов, а у самих судей были большие зарплаты, пенсии и прочие преференции.
Работники судейского аппарата также не бедствовали, но здесь очень важна показательная взаимосвязь: если говорить о сегодняшнем времени, то в немалой части в судьи как раз и рекрутируются судейские работники, не считая, конечно, и выходцев из прокуратуры.
Симптоматично, что в России за последние 20 лет, замечает собеседник News.ru, суды стали принимать решения в спорах между гражданами и властными органами исключительно в пользу власти. Так что опубликованные подсчёты самого Судебного департамента при Верховном суде РФ, что именно за последние 20 лет в 30-кратном объёме увеличились общие расходы государства на функционирование и содержание судов и обслуживающих их структур, — это не просто знаковая корреляция. Если взять статистику по обвинительным приговорам, по многим уголовным делам, то явный крен в сторону интересов государства, а не общества, будет более чем убедителен. Несколько другая была ситуация с арбитражной системой, полагает Жаворонков. Но это продолжалось до тех пор, пока и она не была сведена фактически на нет, став подчинённой судам общей юрисдикции.
По наблюдению эксперта, ещё в середине нулевых годов в арбитражном суде вполне реально было выиграть суд против, к примеру, налоговой инспекции. Сейчас подобное — за пределами допустимых значений.
Всего в РФ судей сейчас около 40 тыс. человек. И это на самом деле не так много, поскольку при неизбежной ротации кадрового корпуса их можно будет вполне заменять, возможно, и при меньших финансовых тратах, чем сегодня. Но для начала необходимо формирование высшей апелляционной инстанции.
Проблема соразмерности таких расходов, которые к тому же имеют тенденцию к постоянному росту, с качеством осуществляемого правосудия, в принципе, в сегодняшней России не имеет пока своего разрешения. У нас, в частности, вообще огромный разрыв по уровню зарплат чиновников и тех, кто к ним не относится, указывает экономист. Судьи принадлежат, если брать их уровень жизни и привилегии, к тому же чиновничьему классу. Так что такого, как в России, разрыва в доходах не наблюдается в цивилизованных странах. У нас же он фиксируется много лет.
Судите сами: средняя зарплата федерального госслужащего в РФ — не меньше 125 тыс. рублей при средней зарплате в крупных городах в 40–50 тыс. рублей и при реальной зарплате, которую большинство россиян имеет в регионах, не превышающей 30 тыс. То есть материальное обеспечение судей, как, собственно, и чиновников, выше средней зарплаты как минимум в 3-4 раза. Между тем в развитых странах это соотношение стремятся поддерживать не в кратных пропорциях — там жалованье чиновников выше среднего значения на 20–30 %.