31 августа 2018 в 14:56

Трамп поднял над Китаем тарифный кулак

США готовятся ввести пошлины на импорт товаров из КНР

Президент США Дональд Трамп Президент США Дональд Трамп Фото: Michael Brochstein/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

На фронтах глобальной торговой войны — очередное обострение ситуации. В ближайшие дни США объявят о введении новых пошлин на импорт китайских товаров на сумму $200 млрд. Тревогу у экспертов вызывают и слова президента Дональда Трампа, раскритиковавшего предложение еврокомиссара по торговле Сесилии Мальмстрём свести до нуля тарифы на автомобили, если Вашингтон последует этому примеру Брюсселя. Глава Белого дома назвал идею Мальмстрём недостаточно хорошей, заметив: «Привычки их потребителей — покупать их машины, а не наши».

Разговор не получается

США и Китай нацелены на длительное и упорное противостояние в торговле — об этом свидетельствуют итоги очередного раунда «мирных» переговоров между представителями сторон. Встреча прошла в Вашингтоне 22−23 августа и закончилась ничем. Непосредственно перед ней Соединённые Штаты ввели второй пакет 25-процентных пошлин на товары стоимостью $16 млрд. Среди их — двигатели для тракторов, детали для железных дорог, трамваев и поездов, а также кабели. В итоге общий объём обложенного повышенными тарифами китайского импорта достиг $50 млрд.

В ответ Китай ввёл пошлины в те же самые 25% на американский импорт общей стоимостью $16 млрд, вступившие в силу 23 августа. В результате объём поставок из США, которые облагаются повышенными тарифами, также вырос до $50 млрд. Ранее, в ходе переговоров в столице США, китайская сторона отказалась от каких-либо компромиссов по ключевым для Трампа пунктам, хотя и предложила значительно нарастить закупки в Соединённых Штатах энергоресурсов, включая нефть и сланцевый газ.

Все эти события — отражение объявленной Дональдом Трампом кампании по устранению негативного для Америки торгового дисбаланса. В 2017 году дефицит в торговле с Китаем увеличился на 8,1%, достигнув рекордных $375,2 млрд. Аналогичный показатель с Мексикой составил $71,1 млрд, а с Евросоюзом — 151,4 млрд, с Японией — $68,8 млрд, с Канадой — $17,6 млрд. Торговая война стала неизбежной уже хотя бы по причине невыполнимости ультиматума Трампа, который «предписал» Китаю сократить своё положительное сальдо на $200 млрд в течение пяти лет.

Шаткий мир с Евросоюзом

Именно Китай был и остаётся главным противником США в этой войне. Пока обе стороны отказываются уступать друг другу, обмениваясь всё более тяжёлыми «залпами». Иное дело — отношения Вашингтона с Брюсселем, внешне потеплевшие после июльских переговоров Трампа с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. Евросоюз согласился увеличить закупки сои и сжиженного природного газа и, главное, декларировал намерение продолжить консультации по снятию торговых барьеров. Очевидно, что еврочиновники проявили добрую волю и пошли на односторонние уступки администрации Трампа.

До визита Юнкера в Белый дом конфронтация нарастала изо дня в день: 1 июня США ввели пошлины на импортируемую из стран ЕС, Канады и Мексики стальную и алюминиевую продукцию в размере 25% и 10% соответственно, что вызвало симметричную реакцию Брюсселя. ЕС обложил пошлинами американские товары на 2,8 млрд в год, в том числе мотоциклы Harley-Davidson и бурбон. Позднее Трамп заявил о планах ввести 20% пошлины на европейские автомобили, если Евросоюз не откажется от торговых барьеров в отношении американских компаний. Между тем, достигнутое Юнкером перемирие может оказаться шатким. Торговая политика Вашингтона при Трампе базируется на «законе джунглей», где каждый сам за себя, заметил министр экономики Франции Брюно Ле Мэр.

Валерий Абрамов, главный научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ:

{{photo-small-left-892382ad-7d58-4a3c-9793-3deddf8faffb-}}
Ведение так называемых торговых войн связано с позицией нынешнего президента США. Он считает, что американские производители, крупные автомобильные концерны проигрывают за счёт того, что на рынок США поступает большое количество автомобилей из Японии, Кореи и Европейского союза. Поэтому он вводит такие пошлины в целях протекционизма, защиты внутреннего рынка и американских автомобильных концернов. Дональд Трамп просто-напросто выполняет свои предвыборные обещания. Но некоторые его популистские заявления противоречат нормам международной торговли. По правилам ВТО, на некоторое время государство может вводить пошлины, обосновывая их в рамках Всемирной торговой организации. На самом деле, США договариваются с другими странами о приемлемых вариантах сотрудничества, а если этого не удается достичь, тогда речь идёт о более жесткой конфронтации, как это происходит с Китаем. Евросоюз не хочет портить отношения с США, поскольку автомобильная промышленность очень чётко ориентирована на глобальные рынки. Только в этом случае обеспечивается рентабельность. Рынок США является очень ёмким. Там очень высокий уровень жизни, очень высокая покупательная способность. И поэтому для европейских производителей этот рынок очень выгоден.
Георгий Степанов
Георгий Степанов