Никакого давления на бизнес со стороны налоговых органов в России нет. Более того, можно сказать, что предприниматели в хорошем смысле обделены вниманием ФНС, за последние годы превратившейся из фискального ведомства в сервисно-аналитическое.

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин подкрепил это своё утверждение весьма убедительными цифрами. По его словам, проводимые по стране ежегодные проверки в отношении физлиц исчисляются всего несколькими сотнями, а юридических лиц — тысячами.

Сервисная работа — на первом плане

«Вы знаете статистику проверок физлиц? 300 проверок за год на всю страну, на 76 млн трудоспособных людей. В 2018 году мы ещё на 30% сократили количество проверок и в отношении бизнеса — менее 11 тыс. по юрлицам. То есть проверяем всего двух налогоплательщиков из тысячи. По индивидуальным предпринимателям ещё меньше — одного налогоплательщика из четырёх тысяч, это 0,025% от их числа. Меньше тысячи проверок по стране», — рассказал Мишустин в интервью «Ведомостям».

По словам чиновника, сегодня налоговая служба — уже не тот жёсткий контролирующий орган, каким её всегда было принято считать. Если раньше у ФНС преобладала фискальная функция, то теперь на первый план вышла сервисная — работа с большими данными и аналитика.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Конечно, фискальный блок включается, когда налогоплательщик не исполняет обязательства. Но охват налоговыми проверками в России — один из самых небольших в мире, и административная нагрузка, связанная с налогами, минимальна. Я убеждён, что удобные и прозрачные процедуры, которые мы будем предлагать для оплаты налогов и сборов, гораздо важнее контроля», — заявил Мишустин.

Проблемы остаются

Однако статистика не всегда адекватно отражает реальную картину на местах и, как правило, не учитывает нюансы, причинно-следственные связи, конкретные происшествия. Скажем, в 2017 году несколько предпринимателей в Курганской области Уральского федерального округа сообщили о колоссальном прессинге, который на них оказывало региональное управление ФНС. Часть претензий подтвердила прокуратура области, на ситуацию обратили внимание губернатор Алексей Кокорин и главный федеральный инспектор Александр Кистанов.

Фото: Михаил Терещенко/АГН "Москва"

По утверждениям представителей малого бизнеса, они по-прежнему не застрахованы от проблем, возникающих практически по любому поводу. Многие имеют сугубо технический или бюрократический характер. ФНС может заблокировать счёт из-за недопонимания между государственными ведомствами, например, из-за расхождений в данных между налоговой и Пенсионным фондом. Предприниматели часто жалуются на то, что их вопрос не удаётся решить за семь минут, отведённых на приём в офисе ФНС (и это при огромных очередях). А поскольку сотрудники налоговой крайне редко отвечают на почту и телефонные звонки, в удалённом режиме это также невозможно.

Проверят всех

«Государство говорит, что поддерживает предпринимателей, малый бизнес. На деле камеральные и прочие проверки маскируются под иные действия и затрудняют деятельность бизнеса. Частая ситуация: перевод компании из одного региона в другой. Назначаются как минимум две камеральные проверки, сначала в одном регионе, потом в другом», — рассказал News.ru эксперт ассоциации «Открытый бизнес» Андрей Жуков.

По его словам, количество плановых ревизий снижается в России чисто статистически. Например, предприятия в сфере IT и иные, у которых есть льготы, не проверяются. Но участились проверки индивидуальных предпринимателей, связанных с фирмами.

«Смысл их в том, что у каждого предприятия есть набор контрагентов. И если в отношении предприятия ведётся проверка, то их всех тоже проверят. Сейчас в России собираемость налогов — около 30%. Это не устраивает ни ФНС, ни главу государства. С моей точки зрения, сейчас будут использоваться любые способы и технологии, позволяющие проверять всех», — пояснил Жуков.

И полиция, и ФНС

По мнению старшего научного сотрудника Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергея Жаворонкова, сегодня бизнес кошмарит не столько ФНС, сколько полиция, которая может возбудить уголовное дело даже без согласия налоговой службы.

«Впрочем, и ФНС своё давление усиливает. Предприниматели сейчас сталкиваются с тем, что банки им блокируют счета по абстрактным подозрениям. Иначе чем объяснить тот факт, что за минувший год у нас сбор налогов вырос на 1 трлн рублей? На секундочку, у нас весь бюджет — 17 трлн. И ещё одна хитрость: в России стало меньше плановых проверок, зато выросло число внеплановых», — говорит собеседник News.ru.

Между тем накануне Дня работника налоговых органов (21 ноября) президент Владимир Путин провёл рабочую встречу с Михаилом Мишустиным и поздравил его, всех сотрудников и ветеранов налоговых органов с профессиональным праздником. В свою очередь руководитель ФНС отчитался о проделанной работе.

Владимир Путин и Михаил МишустинФото: kremlin.ruВладимир Путин и Михаил Мишустин

«За десять месяцев текущего года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 17,6 трлн рублей. Это на 22,9% выше соответствующего периода предыдущего года, или в абсолютных цифрах — на 3,3 трлн рублей», — сообщил, в частности, главный налоговик страны.