Одноклассник сибирского потрошителя Александра Спесивцева Ростислав Бардокин в интервью журналистке Саше Сулим рассказал о том, как живет Новокузнецк после заключения маньяка. А также о том, как будущий убийца находил общий язык со сверстниками в школе. NEWS.ru раскрывает новые детали в портрете одного из самых жестоких серийных убийц в России.
Кто такой Александр Спесивцев
За Александром Спесивцевым к текущему времени числится 20 трупов. Личности трех из них до сих пор не установлены: речь идет о двух мальчиках и одной девочке. Все преступления он совершал в ранней постсоветской России.
В детстве мать, пока работала секретарем в суде, приносила домой материалы уголовных дел. Она показывала мальчику фотографии с трупами людей. В 18 лет Александр попал в психиатрическую больницу, где у него была диагностирована шизофрения.
Выйдя из клиники, спустя год он жестоко избил 17-летнюю подругу, за что был отправлен на принудительное лечение. После курса интенсивной терапии он вернулся домой и начал убивать. Мать была соучастницей его преступлений. Именно она приводила в дом большинство жертв сына и, возможно, помогала расчленять тела.
Задабривал патронами
Ростислав Бардокин — журналист из Новокузнецка и одноклассник известного маньяка. Юный Спесивцев пришел в их класс не сразу и мог стать жертвой дедовщины, но педагоги предотвратили это. Кроме того, в школе работала мама мальчика.
«Наш классный руководитель знала о том, что у нас в классе есть привычка новеньких слегка бить. Она нас сразу же предупредила, что не дай бог вы прикоснетесь к Александру пальцем, потому что у него плохая свертываемость крови, если вы его ударите, он может умереть. Но, собственно говоря, его особенно никто бить и не собирался, тем более что парень оказался достаточно хитрый. Он притащил пачку патронов от пистолета Макарова. И всем тем людям, которые, по его мнению, ему угрожают, он дарил по такому патрону», — рассказал Бардокин.

Болезненный одноклассник
По словам Ростислава, в классе Александр почти ни с кем не общался. Учился на тройки, а на переменах сидел в подсобке у матери, которая регулярно приносила учителям справки о болезни сына, когда тот пропускал уроки. Других особенностей поведения Спесивцева Бардокин припомнить не смог.
«На физкультуре его физруки не учили. Не может он подтянуться — значит, не может подтянуться. Слабо бегает — значит, слабо бегает. Ну, троечки ему и ставили. Но какой-то дискриминации или особого внимания к его личности со стороны педагогического коллектива школы не было. А так это был худенький мальчик, постриженный практически под горшок. Посадили его сразу же на одну из первых парт, потому что у него было слабое зрение», — говорит одноклассник маньяка.
100 беспризорников на один город
В июне 1996 года в реке Абе нашли фрагменты человеческих тел — жертв сибирского потрошителя. В тот день Ростислав Бардокин, который уже тогда работал журналистом, случайно оказался рядом с местом обнаружения останков и стал одним из понятых.
«Их вынесло течением потому, что берега были покрыты кустами, и вот там как раз были обнаружены застрявшие части тела. И при этом как раз там работали другие сотрудники правоохранительных органов, которые пытались что-то достать. Вот при мне достали, если я не ошибаюсь, разрубленные конечности, какую-то часть тела. Все вот это вот произошло буквально на моих глазах», — рассказывает Бардокин.
Журналист посчитал, что речь идет о криминальных разборках, но никак не об убийстве детей. Хотя в 90-е в городе, как и во всей России, была очевидна проблема с числом беспризорников. Только официально порядка 100 детей находились в розыске как пропавшие без вести.
«Было огромное количество обедневших семей, которые, условно говоря, остались без средств для существования. Предприятия, где они работали, могли закрыться. Соответственно, дети выпадали из поля зрения. Это было то время, когда было огромное количество беспризорников. Я вот хорошо помню, в Новокузнецке на привокзальной площади была большая тепловая камера, и там постоянно жило 10–15 мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 12 лет, которые сидели с полиэтиленовыми пакетами, нюхали клей, и это был такой абсолютно естественный антураж», — вспоминает Бардокин.

Трупный запах
Бардокин недоумевает, как соседи Спесивцевых могли не замечать нечто неладное на этаже, поскольку на лестничной площадке стоял очень сильный трупный запах.
«Ладно они там на крики могли не обращать внимания, что он уже людей приучил к крикам, еще к чему-то. Но как не почувствовать вот этот запах, для меня до сих пор большая загадка. Соседи после всей этой истории ушли в глухую несознанку, потому что у всех всегда возникал вопрос, как вы это не заметили», — говорит журналист.
Есть предположение, что соседи просто боялись связываться с неадекватной семьей. Мать Спесивцева то и дело устраивала скандалы. Сам журналист уверен, что женщина тоже расчленяла трупы жертв.
«Я как-то общался с судмедэкспертами за чашкой чая. И вот судмедэксперты были очень сильно удивлены тем, как были разделены эти тела. Они говорили, что над частью тел как будто работал хирург. Часть тел буквально пилой пилили через кости, как будто это делал неграмотный человек», — говорит Бардокин.
Не было бы в живых
Бардокин отмечает, что если бы Спесивцева отправили в колонию, а не на лечение в психиатрическое учреждение закрытого типа, то, вероятно, маньяка уже не было бы в живых.
«Это было достаточно удобное решение, потому что его как бы спрятали. Вытащили из поля зрения и подумали, что, наверное, все так оно и будет, что вот ушел на психушку, все про эту историю забудут. <...> Я думаю, что, получи он пожизненное, вполне возможно, его бы уже и в живых не было», — говорит Бардокин.
Квартира, в которой совершались все зверства, до сих пор стоит заброшенной. В конце июня 2013 года сестра и мать Спесивцева приехали с вещами к своему подъезду на Пионерском проспекте. Проходившая мимо толпа молодых людей узнала в женщинах родственниц маньяка и принялась крушить их вещи.
От самосуда Спесивцевых спасли прибывшие полицейские и сотрудники МЧС. Это была первая и единственная их попытка вернуться в свою квартиру. Где сейчас проживают женщины, до сих пор неизвестно.
По словам Бардокина, в Новокузнецке до сих пор периодически появляются слухи, будто Спесивцева готовятся освободить из психлечебницы. Правоохранителям приходится выпускать официальные сообщения о том, что мужчину не могут выпустить. Даже в случае, если Спесивцева признают вменяемым, его отправят не на свободу, а в колонию для отбытия наказания.

Не везет однофамильцам
По сей день в Новокузнецке нелегко живется даже однофамильцам семейства с дурной славой. По словам Бардокина, даже художники с такой же фамилией не могут спокойно выставляться.
«У нас в Новокузнецке есть семья очень хороших и талантливых художников. У них фамилия Спесивцевы. Им очень сложно выставляться в городе. Они прекрасно выставляются в музеях других городов России, где никто не ассоциирует эту фамилию. А здесь, в Новокузнецке, проблема сделать афишу. Потому что здесь эта фамилия — это все. Я могу сказать точно, что людям, однофамильцам, здесь, в нашем городе, живется очень тяжело, потому что тут же начинают выяснять и спрашивать, а не родственник ли он вам», — говорит журналист.
Читайте также:
Пытал и убивал вместе с матерью: как орудовал потрошитель Спесивцев
Кормил собаку костями убитых девочек: история каннибала из Кузбасса
Резал, насиловал и ел жертв: как живет сибирский потрошитель Спесивцев
Куски кожи и запекшаяся кровь: следователь описал пыточную маньяка Фишера