На климатический саммит ООН из Москвы в Баку прибыла многочисленная делегация: ученые, министры, депутаты, помощники президента. Участвовал в форуме и премьер Михаил Мишустин. Почему в Москве так серьезно относятся к климатической повестке? Чем грозит глобальное потепление Арктике, Кубани и средней полосе России? Об этом NEWS.ru рассказывает замглавы делегации РФ, глава Росгидромета Игорь Шумаков.
Как Запад мешает метеорологам РФ предсказывать бедствия
— Как известно, основная задача Росгидромета — следить за погодой. Игорь Анатольевич, стало ли сложнее нашим метеорологам работать из-за глобального потепления?
— Безусловно, количество опасных явлений увеличилось. Если пять лет назад за год мы их насчитывали до пятисот, то в прошлом году было уже больше тысячи явлений, наносящих ущерб экономике и людям. Но мы стараемся работать лучше, причем в условиях санкционного давления. Наши коллеги, точнее бывшие коллеги, отлучают нас от определенных сервисов. Приходится самостоятельно выходить из этой ситуации. У нас получается очень хорошо. Мы разработали собственные новые методы прогнозирования опасных природных явлений.
В этом году нам удалось предсказать все, что могло повлиять на жизнь и здоровье человека, на экономику страны. По мнению Всемирной метеорологической организации, мы входим в пятерку ведущих гидрометеослужб мира. Но это и понятно: у нас очень большая территория, большая сеть — более 12 тысяч точек наблюдения.
— Сейчас мы пользуемся данными только российских спутников? Вас не допускают к зарубежным?
— У нас гидрометеорологическая космическая группировка, состоящая уже из 17 аппаратов, они сейчас на орбите. В основном, конечно, мы опираемся на них.
Мы по-прежнему получаем от зарубежных коллег спутниковые данные. Но раньше мы их получали оперативно, а сейчас некоторые коллеги повели себя неправильно и отдают данные с большой задержкой, когда те уже бесполезны. Мы замещаем это все собственными аппаратами, которые стали опорными спутниками метеорологических наблюдений.
У нас большие планы вместе с Роскосмосом по запуску дополнительных аппаратов. Думаю, в ближайшее время мы станем абсолютно независимы от чьей-либо дополнительной информации в части спутникового мониторинга.
Каковы шансы не допустить в России «второй Валенсии»
— Понятно, что 100-процентной гарантии ваше ведомство не дает. Но все же в какой степени у нас минимизирована угроза повторения того, что недавно случилось в Испании? Там власти не успели предупредить жителей Валенсии, и в итоге от наводнения погибло больше 200 человек.
— У нас был точно такой же паводок в Сибири в этом году, ранней весной. О нем мы предупредили заблаговременно, за два месяца, поэтому все риски были минимизированы.
Но, конечно, никто не застрахован. В любом случае прогноз, тем более долгосрочный, — это вероятность. Но прогноз опасных явлений у нас находится на очень высоком мировом уровне. «Оправдываемость» этих прогнозов — более 96%, чего в принципе мало кто может достичь из наших коллег. А 100-процентная вероятность бывает только в анекдотах, как вы понимаете.
В любом случае надо быть начеку, и наши региональные власти очень неплохо подготовлены к подобным событиям. В следующем году, когда обязательно будут подобные события и в нашей стране, и в других странах, надеюсь, мы совместно с властями всех уровней сможем из этих ситуаций выйти с гордо поднятой головой, не допустить серьезного ущерба, а тем более гибели людей.
— Изменит ли глобальное потепление образ жизни в Центральной России, в Москве?
— Климат меняется. Если вы провели весну и лето и осень в Москве, то заметили, что у нас лето длилось 6 месяцев. Такого не было практически никогда. И до сих пор зима в столице никак не наступит.
Бывали годы, когда зима наступала в последних числах декабря. Но по-любому — климат меняется. В центральной полосе России это менее заметно. В южных областях — более. Там уже есть трудности у сельского хозяйства, у транспорта, у коммунальных служб, в том числе у энергетиков. На Кавказе, в Краснодарском крае, на Черноморском побережье, в Сочи в связи с жаркой погодой возрастает энергопотребление, в этом году оно било рекорды.
Как измерить скорость таяния вечной мерзлоты
— А что касается российской Арктики?
— Так сложилась ситуация на планете, что в северных областях РФ в среднем теплеет в два с половиной раза быстрее, чем по северным территориям других стран. Тоже отслеживаем, прогнозируем. Кстати, ученые Росгидромета и советской Академии наук предсказали это еще много-много лет назад. Пока все сбывается. Будем и дальше мониторить и предлагать долгосрочные прогнозы для наших отраслей экономики, чтобы они предпринимали какие-то адаптационные меры.
— Советские ученые давно предсказали таяние вечной мерзлоты?
— Да. И мы уже перестали называть ее «вечной». У нас новый термин — «многолетняя мерзлота». Таяние идет серьезными темпами. По поручению президента в прошлом году мы начали строить систему мониторинга многолетней мерзлоты.
Система будет состоять из 140 точек наблюдения, это скважины, которые будут мерить послойно, что происходит у нас под землей, что происходит с мерзлотой. В следующем году эта система полностью заработает, сейчас уже действует более 70 точек наблюдения. И мы уже делаем прогнозы, уже получаем хорошие отзывы от их потребителей — региональных властей и представителей отраслей экономики.
Какова позиция Москвы по глобальному потеплению
— Из Москвы для участия в конференции участников Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР29) в Азербайджан прилетела очень представительная делегация: не только ученые, но и члены правительства, парламентарии. Какой пользы вы ожидаете для нашей страны по итогам работы на конференции?
— Россия участвует в конференции с самого момента ее основания. 29 раз наши делегации могли донести позицию Москвы по вопросам Рамочной конвенции. Это очень значимая для нас и для всего мира площадка, на которой можно совершенно спокойно обменяться мнениями и при этом не отвлекаться на какие-то другие вопросы типа политических — мы их здесь не обсуждаем. Мы говорим о зеленой экономике.
У России есть позиция. Мы о ней заявляем на каждом подобном форуме, либо на иных площадках. Углеродная нейтральность, — это правильно, к ней надо стремиться. И в РФ для этого созданы все предпосылки и даны все поручения и распоряжения. Как заявил президент России Владимир Путин, к 2060 году Россия достигнет углеродной нейтральности. К этому мы идем семимильными шагами.
Всегда приятно пообщаться с коллегами и послушать их позицию, рассказать о своей. Здесь нас слышат, к нам прислушиваются, а это самое главное.
Как был организован саммит в Баку
— А как бы вы оценили уровень организации саммита?
— Принимающая сторона, наши коллеги из Азербайджана очень сильно постарались, сделали все возможное, чтобы организовать такой масштабный форум. Как отметил президент Азербайджана Ильхам Алиев, на этот форум зарегистрировано 70 тысяч участников, в первые дни его посетило более 80 президентов и глав правительств. Организация — на высшем уровне, все великолепно. Нам приятно и удобно работать.
Читайте также
Селфи с незнакомцем, бойкот украинцев: яркие детали визита Мишустина в Баку
Карта «Мир» работает, 15-метровый кит: как Баку встречает гостей COP29
Мишустин, Орбан, Эрдоган: климатический форум ООН COP29 открылся в Баку
Будет большой прилив, засуха, рекорды температур: как изменится климат в РФ
Министр экологии Узбекистана объяснил значимость конференции COP29 в Баку