Представители российских автоконцернов и дилеры опасаются банкротств из-за обязанности выплачивать крупные неустойки за задержку ремонта автомобилей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на Ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ). По данным издания, бизнес столкнулся с дефицитом комплектующих, вызванным санкциями и сбоями логистики.
Ситуация может привести к банкротству производителей и дилеров, и тогда потребители просто не смогут восстановить свои права, — считают в АЕБ.
В начале осени Минэкономики направило в Минпромторг и Роспотребнадзор предложение АЕБ ввести мораторий на девять месяцев на применение отдельных положений закона «О защите прав потребителей». В письме ассоциация предупредила о высоких рисках потерь и банкротств автоконцернов из-за судебных исков, связанных с несоблюдением сроков гарантийного ремонта.
Согласно закону, на ремонт автопроизводителю или дилеру отводится 45 дней. После этого покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, заменить товар или снизить цену. При этом каждый день отставания от графика ремонта обходится дилерам и производителям в 1% от стоимости товара (365% годовых).
В АЕБ заявили, что в случае годовой задержки ремонта автомобиля стоимостью 3,5 млн рублей неустойка составит 6,4 млн рублей, а с учетом штрафа — 10,5 млн рублей. Аналогичные затраты они несут, если машина находилась в ремонте более 30 дней в каждом гарантийном году из-за устранения различных недостатков.
В Роспотребнадзоре выступили против моратория. В ведомстве полагают, что дилеры и автопроизводители будут им злоупотреблять и затягивать любой ремонт, прикрываясь такой мерой.
Заместитель гендиректора по сервису «Авилона» Алексей Гуляев отметил, что сложных элементов, таких как электронные блоки или детали для кузовного ремонта, ждут по несколько месяцев.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Зубарев выразил мнение, что штрафами проблему не решить. Он подчеркнул, что банкротство дилера приведет к тому, что потребитель останется один на один со сломанным автомобилем и без компенсации.
В конце лета стало известно, что «Ингосстрах» начал помогать с поставками запчастей для автомобилей, задействуя альтернативные каналы в связи с уходом европейских производителей. Для этого был отобран пул надежных поставщиков, а также разработаны новые логистические цепочки.