09 мая 2025 в 07:00

7 фактов о легендарном грузовике «Полуторка», которые вы могли не знать

Автомобиль ‭«ГАЗ-АА» на Дворцовой площади во время репетиции парада Победы в Великой Отечественной войне в Санкт-Петербурге Автомобиль ‭«ГАЗ-АА» на Дворцовой площади во время репетиции парада Победы в Великой Отечественной войне в Санкт-Петербурге Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Грузовик ГАЗ-АА, известный как «Полуторка», является одним из символов стойкости и трудолюбия советского народа в годы Великой Отечественной войны. Без этого автомобиля не представить военной кинохроники, на «полуторке» везли хлеб в осажденный Ленинград по «Дороге жизни». Однако существует и немало легенд, связанных с этим автомобилем. Что правда, а что вымысел — в материале NEWS.ru.

1. Американские корни «Полуторки»

Иногда можно услышать, что «Полуторка» смогла вынести все тяготы войны исключительно потому, что была придумана советскими инженерами. На самом деле это не так.

На самом деле «полуторка» — это американский автомобиль Ford-AA образца 1927 года. В 1929 году, когда советские власти решили построить в стране огромный (даже по мировым меркам) автомобильный завод, который бы выпускал 100 тыс. машин в год, то у СССР просто не было необходимых компетенций. Проще говоря, мы не умели сами проектировать машины. Поэтому в 1930 году было заключено соглашение с Ford Motor о строительстве завода и выпуске машин.

И первые автомобили были собраны в том же 1930 году из фордовских деталей, их сделали на первом автосборочном заводе «Гудок Октября» в Канавине (Нижний Новгород).

При этом надо отдать должное советским инженерам. Они внесли немало изменений в конструкцию машины.

2. У «полуторки» много имен

Изначально это был Ford-AA. Однако собранные в СССР автомобили получили имя НАЗ-АА. А после того, как в 1932 году Нижний Новгород был переименован в Горький, поменялось и название марки. Так появился ГАЗ-АА (ГАЗ расшифровывается как Горьковский автомобильный завод).

Еще одно имя «Полуторки» — это ГАЗ-ММ. Его автомобиль получил в 1938 году, когда машина была модернизирована и получила более мощный двигатель: вместо 40 л. с. под капотом был агрегат на 50 л. с.

Кроме того, было множество модификаций, построенных на базе «полуторки»: самосвал, автобус и даже броневики.

Ford-AA Ford-AA Фото: Shutterstock/FOTODOM

3. «Полуторка» могла перевозить не только 1,5 тонны

Все знают, что прозвище «полуторка» машина получила, потому что могла перевозить груз массой 1,5 тонны. Хотя на самом деле автомобиль часто перегружали и везли на ней две и даже три тонны. Ресурса автомобилю это не прибавляло, но иногда во время войны не было другого выхода.

Но существовала и модификация грузовика, которая могла перевозить две тонны груза. Она называется ГАЗ-ААА. Главное ее отличие — сзади стояла не одна ось, а сразу две. И всего у такой машины было 10 колес. Проходимость и грузоподъемность у ГАЗ-ААА была гораздо лучше, чем у стандартной «Полуторки». Но из-за дополнительной оси и колес сильно страдала управляемость. Поэтому в 1943 году ее выпуск прекратили.

4. «Полуторку» заправляли не только бензином

У «Полуторки», которая оснащалась двигателем мощностью 40 или 50 л. с., средний расход топлива был 20–25 литров. Бензин во время войны был в дефиците, поэтому автомобиль часто переделывали на другие виды топлива. Благодаря низкой степени сжатия мотор ГАЗ-АА мог работать на низкокачественном топливе: лигроине, керосине и даже смеси мазута с водой.

Существовала даже газогенераторная модификация ГАЗ-42, которую надо было топить дровами, торфом или углем. Такие машины оснащались печкой, которая превращала твердое топливо в газ.

Первый готовый грузовой автомобиль ГАЗ-АА в сборочном цехе Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова Первый готовый грузовой автомобиль ГАЗ-АА в сборочном цехе Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова Фото: Репродукция/ТАСС

5. Топливо текло само

«Полуторка», которую делали вплоть до 50-х годов прошлого века, была сконструирована еще в середине 20-х годов. Поэтому в ней было много технических решений, которые сейчас кажутся странными. Например, у этой машины нет бензонасоса. Топливо в двигатель поступало самотеком, а сам топливный бак был расположен выше мотора у лобового стекла.

А еще из-за дефицита аккумуляторов и ненадежных стартеров водители часто заводили двигатель вручную, используя кривошипную рукоятку — так называемый «кривой стартер». Мало того, в военных версиях ради экономии металла отказались даже от передних тормозов. Тормозная система оставалась только на задних колесах, что делало управление опасным, особенно на спусках.

Кстати, с 1941 года конструкцию грузовика максимально упростили. Металлическую кабину заменили на деревянный каркас, обтянутый брезентом, а позже — на цельнодеревянную. Двери отсутствовали: их заменяли свернутые тканевые полотна.
Крылья изготавливали из кровельного железа, фару оставили только одну (со стороны водителя), а откидными стали лишь задние борта кузовов.

6. «Полуторка» и «Катюши»

Если сейчас вы увидите памятники «Катюше», то может сложиться впечатление, что такие ракетные установки делали на основе «Полуторки». Частично это правда — на газовские автомобили ставили реактивные установки БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Но не на ГАЗ-АА, а на трехосные ГАЗ-ААА. А первые же «Катюши» были сделаны на шасси более грузоподъемных ЗИСов.

Мало того: подавляющее большинство «Катюш» было построено на основе американского Studebaker US6. Они были надежнее, имели мощные двигатели и были более проходимыми. И именно «Катюши» на базе Studebaker принимали участие в том самом Параде Победы в 1945 году.

Советский грузовой автомобиль ГАЗ-АА с продовольствием для осажденного немецко-фашистскими захватчиками Ленинграда на дороге, проложенной по льду Ладожского озера во время Великой Отечественной войны Советский грузовой автомобиль ГАЗ-АА с продовольствием для осажденного немецко-фашистскими захватчиками Ленинграда на дороге, проложенной по льду Ладожского озера во время Великой Отечественной войны Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

7. Главная машина «Дороги жизни»

Минимальная норма хлеба в Ленинграде была 125 граммов на человека в сутки. И только благодаря военно-автомобильной трассе № 101, которая сейчас известна как «Дорога жизни», удалось не только сохранить, но и увеличить норму потребления в блокадном городе.

«Полуторки» были не единственными автомобилями, которые везли хлеб и оружие в Ленинград. Были и ЗИСы, и американские грузовики. По льду перевозили даже танки. Однако «Полуторки» были основным средством спасения города — благодаря своей небольшой массе эти грузовики с меньшей вероятностью могли провалиться под лед.

Наибольшие потери машин были в 1941 году. А потом в Ленинграде ученый Наум Рейнов придумал прибор — прогибограф. Он был нужен для вычисления колебаний льда. И оказалось, что при совпадении скорости машины и скорости волны подо льдом возникал эффект резонанса. В итоге лед трескался, а машины уходили под воду. Благодаря прогибографу стало понятно, что машина должна ехать не быстрее 35 км/ч.

Читайте также:

Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»

Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей

Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»

«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м

Ярослав Ломакин
Ярослав Ломакин