Ответственность за два взрыва в четверг, жертвами которых стали около 160 человек, взяла на себя группировка «Исламское государство» (ИГ, террористическая организация, запрещена в России). В самом ли деле сработали её шахиды или это попытка приписать себе чужие «подвиги» — не имеет в данном случае никакого значения. Возможно, джихадисты хотят, чтобы в Афганистане и в мире знали, что они участвуют в этой игре на равных.

Принятие на себя ответственности за теракт со стороны «третьей силы» во внутриафганском конфликте переводит его из «плоскостного» противостояния «талибы — прозападные силы» в «трёхмерную» конструкцию, в которой возможны совершенно неочевидные и, более того, невероятные с точки зрения здравого смысла альянсы.

Интуитивному восприятию внешнего наблюдателя противоречит, что талибы, от которых в панике бегут западные войска и светские афганцы, являются с точки зрения джихадистов «прозападными силами». Но теракты в Кабуле в четверг, как сами представители ИГИЛ заявляют, нацелены не только против американцев и других западных граждан, но и против победивших талибов («Талибан», запрещённая в России террористическая организация) — на своих веб-ресурсах группировка обвиняет тех в «сотрудничестве с США» и «содействии в эвакуации западных шпионов».

В те годы, когда конфликт в Афганистане проходил по водоразделу между, как ранее выразился один политолог в беседе с NEWS.ru, «афганцами светскими и афганцами бородатыми», западная коалиция и их местные союзники не делали различий, кто именно совершает нападения на американских военных и афганских школьных учителей. Они были для Запада одинаково «бородатыми». Для внешних наблюдателей часто оставалось за кадром, что происходит на территориях, где правительственная армия не осуществляет контроль.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Но зная эти вещи, вчерашние теракты в Кабуле не выглядят настолько шокирующими. Например, талибы прямо в день взятия ими афганской столицы, 15 августа, нашли и расстреляли сидевшего в правительственной тюрьме главаря так называемого «Исламского государства» Центральной Азии Абу Омара Хорасани. Как известно из биологии, внутривидовая борьба является самой беспощадной.

Очень серьёзным заблуждением западных политиков и военных, приводящим к колоссальным провалам в Афганистане, является то, что «Талибан» и ИГИЛ воспринимаются ими как независимые друг от друга группировки, в то время как в действительности это часто одни и те же лица, поясняет NEWS.ru востоковед Андрей Серенко.

И «Талибан», и несколько исламистских группировок, именующих себя подразделениями ИГИЛ, в реальности являются различными брендами одной и той же «зонтичной» структуры, известной как «Хаккани» (запрещена в РФ. — NEWS.ru). Лидер этой структуры в официальной иерархии «Талибана» является заместителем его лидера.

Андрей Серенко эксперт, Центр изучения Афганистана

Фото: Xinhua/Global Look Press

По данным американской и британской разведок, афганское крыло ИГИЛ базируется в провинции Хорасан на востоке страны. Запутанность в отношениях местных джихадистов с талибами и отсутствие чётких границ в рядах тех и других иллюстрирует то, что вторым лицом в игиловской иерархии одно время являлся Абдул Рауф Ализа, некогда сам бывший активным участником движения «Талибан» (он был убит при американском авианалёте в 2015 году). Сегодня же афганских джихадистов возглавляет Шахаб аль-Мухаджар — опять же бывший полевой командир талибов.

То есть игиловцы и талибы ходят между этими группировками туда-сюда — иногда из-за личных обид на бывших соратников, иногда по тактическим или даже коммерческим соображениям, говорит эксперт.

Разница между талибами и игиловцами — как между пепси и кока-колой. У них разные флаги, немного разная практика, но «на вкус» они практически неотличимы. И это неудивительно, потому что исполнителей терактов назначают «диспетчеры» «Хаккани» по указанию из Исламабада, и они же решают, кто берёт на себя ответственность за них, — объясняет Серенко.

По словам Серенко, именно «Хаккани», являющаяся фактически афганским подразделением пакистанской разведки, выполняет функции диспетчера всех без исключения терактов и боевых операций оппозиции в Афганистане.

Поэтому постоянные столкновения на местах между талибами и игиловцами — это не проявление каких-то непримиримых политических, идеологических или религиозных разногласий между ними; это, утверждает эксперт, криминального характера делёжка рынка рабочей силы джихадистов.

Для самих афганцев близкородственные связи между якобы враждующими талибами и игиловцами — никакой не секрет, поскольку ряд руководителей обеих группировок приходятся друг другу свёкрами, зятьями или шуринами. В пятницу провозгласивший себя ранее президентом Афганистана Амрулла Салех раскрыл «страшную тайну» — что ячейки ИГИЛ берут своё начало из «Талибана».

У нас есть доказательства, что ячейки ИГИЛ-К имеют корни в группировках «Талибан» и «Хаккани», в частности в тех, которые действуют в Кабуле. Талибы отрицают свои связи с ИГИЛ, потому что они усвоили уроки от своих хозяев, — написал он в своём Twitter.

Каждому «бренду» важно отчитаться перед своими спонсорами о числе привлечённых бойцов и совершённых ими терактов. Поэтому руководители этих «брендов» воюют между собой за «кадры» точно так же, как за любой другой ресурс, объясняет Серенко.

Что касается теракта в Кабуле в четверг, то, уверен эксперт, ИГИЛ не имеет к нему никакого отношения, просто «диспетчерам» показалось выгодно делегировать ответственность за него на эту группировку, как наиболее одиозную в глазах мирового сообщества.

Это такой своеобразный прощальный салют от оппозиции уходящим американцам и убегающим с ними «пособникам оккупантов». В идеологии исламистов немыслимо просто так отпустить «предателей» с миром, — указывает эксперт.

Примечательно, что командование США не отрицает, что обменивается разведывательной информацией с талибами — теми самыми, от которых оно же спасает на своих самолётах афганских «коллаборационистов».

Вчера талибы заявили, что среди погибших во время взрыва в аэропорту имени Хамида Карзая было почти 30 их бойцов, — это согласуется с заявлениями игиловцев о том, что террорист-самоубийца провёл атаку против «американских военных и талибских бойцов». Примечательно, что американское командование в Афганистане сообщило о гибели только 14 своих военнослужащих.

То, что среди погибших талибов больше, чем американцев, говорит лишь о том, что для диспетчеров из «Хаккани» голодранцы из «Талибана» не более чем пушечное мясо, и никто их не считает. Как пел Виктор Цой, война — дело молодых. В Афганистане, где преобладает молодёжь моложе 27 лет и у которой нет никаких перспектив в жизни, джихад — единственная возможность хоть как-то занять себя. И рынок этот неисчерпаем, — говорит востоковед.

По заявлениям Пентагона, до 31 августа, последнего дня эвакуации из Афганистана, весьма вероятны новые «прощальные салюты» — теракты в исполнении шахидов.