Рейтинг беспроблемности предвыборных кампаний в регионах представили социологи аналитической группы «Давыдов.Индекс». В работе традиционно поучаствовал также и фонд «Петербургская политика».

Эксперты представили сводную таблицу с перечнем регионов, сгруппированных по шкале «проблемности» проводимых там кампаний. При этом для оценок использовались в основном открытые источники — доступная в СМИ информация. Участвующие в едином дне голосования субъекты исследователи разбросали по четырём разделам: «Высокая беспроблемность», «Средняя беспроблемность», «Беспроблемность ниже средней» и, наконец, «Низкая беспроблемность».

Московский дзен

Ожидаемо среди самых беспроблемных регионов оказалась Москва — борьба за пост мэра здесь действительно проходит едва заметно, все ожидаемые страсти улеглись до официальной регистрации кандидатов: потенциальные раздражители политической атмосферы Илья Яшин и Сергей Митрохин один за другим объявили о том, что так и не смогли собрать достаточного числа голосов муниципальных депутатов. Также буднично и тихо проходят предвыборные кампании в Кызыле, где избирается Хурал представителей, Майкопе (Совет народных депутатов), Тюменской области (выборы губернатора) и Тюмени (выборы мэра), а также кампания по выборам главы Чукотского автономного округа.

На другом полюсе — субъекты, где борьба за электорат на местных выборах приобретает подчас формат триллера. По оценке «Давыдов.Индекс», с большим скрипом проходят баталии в Новосибирской области (выбирают губернатора), Хабаровском крае (выборы главы региона и мэра Хабаровска), в Хакасии (там выбирают главу республики, Верховный совет, мэра Абакана и городской совет депутатов), а также выборы в законодательные собрания Иркутской и Ульяновской областей и Ненецкого автономного округа, в городские думы Великого Новгорода и Екатеринбурга.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Александр Авилов/АГН «Москва

В регионах-лидерах антирейтинга отмечаются вполне стандартные злоупотребления административным ресурсом. Например, много шума наделало обнародованное новосибирским блогером письмо из администрации города, которое предписывало бизнесу позаботиться о повышении явки граждан на выборы. Интересно, в самой администрации Новосибирска наличие такого письма не просто охотно подтвердили, но и заявили, что в нём нет ничего противозаконного.

В целом же «общую температуру по больнице» — в смысле, характер нынешних избирательных кампаний — социологи из разных групп считают умеренной. Возникающие тут и там скандалы и скандальчики носят преимущественно ритуальный характер (вроде подачи иска в суд о снятии «главного кандидата» с выборной гонки). О чём говорится и в опубликованном на текущей неделе ранее докладе Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль».

Звёздный час

Авторы исследования высоко оценили готовность регионов к предстоящему единому дню голосования — местные администрации как будто соревновались друг с другом за то, чтобы независимые наблюдатели их похвалили за особую заботу о прозрачности выборов и явке избирателей. Правда, конкуренция между кандидатами отмечается именно количественная (например, одних лишь кандидатов в губернаторы было зарегистрировано 103, против 75 в прошлом году), но не качественная — реальной конкуренции «главным кандидатам» ни в одном из регионов составить не удалось.

Вероятно, в том числе и этим можно объяснить желание отдельных претендентов на губернаторские кресла как можно более ярко завить о себе. Заведомые аутсайдеры рассматривают участие в выборах как звёздный час, возможность повысить свою узнаваемость и, как следствие, завести новые полезные знакомства и получить имиджевый «профит».

При этом авторы доклада фиксируют поразительно низкую активность партий, просто сравнивая две цифры: число зарегистрированных Минюстом и реально участвующих в избирательных кампаниях. К примеру, только 7 партий (из 60 зарегистрированных) представили своих кандидатов на довыборы в Государственную думу, хотя, казалось бы, вот он — лучший способ заявить о себе.