Озвученные Роскосмосом причины аварии «Союза» не снимают ответственности с руководства госкорпорации. Даже если в ЧП виноват конкретный сотрудник предприятия, регулярно повторяющиеся аварии с ракетами-носителями свидетельствуют о системном кризисе в отрасли и необходимости серьёзных изменений. Низкие зарплаты работников, устаревшие технологии производства и нехватка финансирования из федерального бюджета — за всё ответственны руководители и чиновники в высоких кабинетах, но не «стрелочники».
31 октября исполнительный директор госкорпорации Роскосмос по пилотируемым программам Сергей Крикалёв назвал первые итоги работы комиссии по октябрьскому ЧП с РН «Союз». «Авария произошла из-за нештатного разделения первой и второй ступеней, — сообщил он. — Это привело к тому, что один из боковых блоков первой ступени ракеты-носителя не отошёл на нужное расстояние и ударил по баку горючего второй ступени, в результате чего тот разорвался». Причина случившегося — ошибка в работе датчика, сигнализирующего о расхождении первой и второй ступеней. Сейчас проводится цикл мероприятий для обеспечения безопасности дальнейших полётов, добавил он. Созданная по распоряжению Рогозина аварийная комиссия изначально склонялась к версии, что сборщики случайно отступили от документации при соединении бокового и центрального блоков и повредили датчик, отвечающий за отделение «боковушки».
11 октября ракета-носитель «Союз-ФГ» не смогла доставить с космодрома Байконур на Международную космическую станцию корабль «Союз МС-10», на борту которого находились российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Сработала аварийная система корабля «Союз-МС-10», благодаря которой экипаж остался жив. После в Роскосмосе озвучили первые меры по борьбе с аварийностью, которые будут приняты после аварии носителя «Союз-ФГ». В частности, глава госкорпорации Дмитрий Рогозин распорядился провести модернизацию системы управления ракет-носителей, установить лазерное оборудование на космодромах, с помощью которого можно свести к минимуму ошибки при монтаже, и ввести видеослежку за рабочими предприятий отрасли. Также источники на космодроме Байконур рассказали журналистам, что комиссия Роскосмоса установила виновных в крушении «Союза», и обещали, что по завершении расследования ответственность понесут не только непосредственные исполнители, но и руководители.
Первая авария пилотируемого аппарата в современной России заставила западных экспертов в очередной раз усомниться в надёжности «российского космоса» и вспомнить о возможных альтернативных способах доставки грузов и экипажей на МКС. В свою очередь, в РФ отметили общую высокую аварийность, характерную для отрасли, и охарактеризовали катастрофу как один из симптомов её глубокого системного кризиса, ответственность за который лежит на руководстве Роскосмоса и федеральном правительстве.
Озвученная Крикалёвым версия аварии «Союза» логически соответствует предыдущим сообщениям представителей Роскосмоса, указывавшим на неполадки с боковыми блоками первой ступени, отмечает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «Другое дело, что пока не указывают причины нештатной работы датчика. Их может быть много, но, скорее всего, речь идёт об ошибке, допущенной при монтаже ступеней ракеты-носителя». Для того, чтобы точно убедиться в этом, полагает эксперт, нужно посмотреть на окончательное заключение комиссии.
Предположительно, техническими причинами нештатной работы датчика могут быть либо не прошедший сигнал, либо механическое повреждение прибора, считает Моисеев. «По неофициальным сообщениям, ошибка была допущена при монтаже, что действительно сложная операция — многие её этапы выполняются вручную, потому ошибка по причине человеческого фактора вполне возможна». Теоретически, добавляет аналитик, сбой мог произойти ещё по целому множеству причин, которые все нужно проверять: ошибки в проводке, в генераторе сигнала, в процессе изготовления патрона стартёра. «Сама по себе конструкция простая, но хитрая — с самого первого запуска „Союза“ механизм разделения ступеней был больным местом».
Результаты расследования причин аварии, по мнению Моисеева, какими бы они ни были, не снимают вопрос об общем кризисе в ракетно-космической отрасли. Случай с «Союзом» далеко не единичный: «Во-первых, это уже не первый случай, когда при пуске „Союзов“ возникают проблемы с разделением ступеней. Можно было бы уже за это время разобраться с причинами и устранить их, необязательно доводить до аварии ракеты с пилотируемым аппаратом. Во-вторых, аварии были и с другими ракетами-носителями — с теми же „Протонами“. Причём всё это давно известные, проверенные временем, а не экспериментальные ракеты». Вопросы надо адресовать к организации работы отрасли, а не к специалистам, «стрелочникам», которые допустили конкретную ошибку, заключает Моисеев.