Роскосмос удалил прямую трансляцию запуска «Союза» с космодрома Байконур с официального сайта сразу после первых сообщений об аварии. В то время как NASA оперативно информировало аудиторию о происходящем. В российской госкорпорации будто чувствуют вину за неудачный запуск. Авария, полагают эксперты, сигнализирует о глубоком кризисе в ракетно-космической отрасли, ответственность за который разделяют между собой руководство Роскосмоса и федеральное правительство.

11 октября источник в космической отрасли назвал СМИ предположительную причину аварии при старте ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-10» (серийный номер 740, позывной «Бурлак») на космодроме Байконур. Предположительно, отключение двигателя второй ступени ракеты-носителя произошло из-за плохого крепления боковых блоков. Не исключено, что этот технический дефект был допущен при сборке ракеты и установке её на стартовую площадку.

Корабль «Союз МС-10» с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом NASA Ником Хейгом совершил аварийную посадку в Казахстане. Экипаж остался жив. К месту падения прибыла спасательная техника. Медики уже осмотрели испытавших «закритические» перегрузки Овчинина и Хейга и не нашли у них травм.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На место аварийной посадки вылетел глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. Как заявил он в своём Twitter, для выяснения причины аварии образована и уже приступила к работе государственная комиссия. Все пилотируемые пуски в России после аварии временно приостановлены.

Корабль «Союз МС-10», согласно информации на официальном сайте NASA, должен был доставить на Международную космическую станцию (МКС) экипаж из двух человек. Планировалось, что космонавты проведут на орбите 187 суток.

Примерная цепь событий при аварии ясна: аварийное отключение двигателя второй ступени, далее — баллистический полёт по аварийной циклограмме, указывает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

«Далее всё зависело от того, куда космонавты приземлятся и как сработает парашютная система спускаемой капсулы», — пояснил он.

В результате этого неудачного пуска, по оценке эксперта, Роскосмос потерял около $100 млн, «исходя из рыночной стоимости доставки экипажа на МКС и стоимости запуска ракеты-носителя». Сейчас, прогнозирует Моисеев, в Роскосмосе будут в авральном порядке расследовать причины аварии и принимать меры к их устранению. Запрет на пилотируемые полёты может продлиться до года.

«Других кораблей, способных доставлять экипажи на МКС, кроме „Союзов“, нет, поэтому будут корректироваться графики запусков», — указал эксперт.

Аналогичная авария произошла 5 апреля 1975 года. Тогда в результате отказа третьей ступени пилотируемый корабль «Союз» (7К-Т № 39) c космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту совершил суборбитальный полёт, приземлившись на горном склоне в безлюдном районе Алтая. Экипаж также остался жив.

В то же время современную российскую ракетно-космическую отрасль преследует череда аварий и поломок, основная причина которых, как правило, — технические дефекты, допущенные при производстве. На высокую аварийность отечественных ракет-носителей и космических кораблей обращали внимание в правительстве. В сентябре вице-премьер Юрий Борисов в качестве одной из ключевых причин сложившейся кризисной ситуации назвал устаревшие технологии производства на предприятиях Роскосмоса. В 2017 году Дмитрий Рогозин в ранге вице-премьера подверг резкой критике состояние ключевых предприятий отрасли и поручил ведомству проанализировать все критически важные производства и принять меры, чтобы в дальнейшем не допускать брака.

Иван Моисеев считает, что причина последней аварии «Союза», скорее всего, — также техническая неисправность в результате низкого качества сборки ракеты-носителя.

Фото: flickr.com/NASA

«Это происшествие — один из тревожных симптомов кризиса в российской ракетно-космической отрасли. Если ничего не делать, то аварии и дальше будут продолжаться», — отмечает специалист. В России, продолжает он, долгое время не обновлялось оборудование на ключевых предприятиях отрасли, не вводились современные технологии проектирования и производства ракет, принимались только точечные решения, не меняющие ситуации в целом.

Основную вину в сложившейся ситуации, по мнению Моисеева, разделяют между собой руководство Роскосмоса и лица в федеральном правительстве, ответственные за ракетно-космическую отрасль. «Рабочие и инженеры — простые исполнители и делают то, что им говорят, и не принимают ключевые решения», — заметил он, поясняя, что в большей степени виновато правительство, люди, которые курировали ракетно-космическую отрасль.

Ведь именно на федеральном уровне принимаются решения о финансировании и определяются основные направления реорганизации отрасли. «Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в 2011–2018 годах курировал в правительстве это направление», — напоминает Моисеев.