Утром 28 августа в Сети появилась информация о частичной разблокировке веб-версии Telegram. Однако радость пользователей длилась недолго — вскоре пресс-служба РКН опровергла появившуюся информацию, добавив, что ведомство продолжает «принимать меры» по отношению к мессенджеру.

Но всё самое интересное только начиналось. Любознательные юзеры обнаружили изменения в Политике конфиденциальности Telegram, размещённой на официальном сайте. Новый пункт 8.3 Law Enforcement Authorities (перевод «Правоохранительные органы») гласит, что если мессенджер получит судебное распоряжение, подтверждающее, что пользователь подозревается в терроризме, то Telegram может предоставить его IP-адрес и телефон соответствующим органам. И хотя подобных прецедентов пока не было, мессенджер пообещал сообщать о них в полугодовом отчёте в специальном Telegram-канале Transparency Reports, который был создан 14 августа.

СкриншотФото: News.ruСкриншот

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Подобный шаг со стороны руководства можно назвать подтверждением того, что в каком-то смысле спецслужбам удалось дожать Telegram. Впрочем, мессенджер объясняет изменения намерением противостоять терроризму. Однако при этом не должна пострадать анонимность пользователей. В комментарии «Коду Дурова» Павел Чиков, руководитель Международной правозащитной группы «Агора», представляющей интересы Telegram, заявил, что обновление Политики — это следствие судебного спора с ФСБ. Мессенджер и раньше предлагал такой вариант развития событий (судебное решение в обмен на IP-адрес и номер телефона), но при этом, как заметил юрист, если Telegram хоть как-то пытается найти выход из сложившейся ситуации, то «ФСБ не предлагала ничего».

Уступки ли?

Вскоре после этого заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин прокомментировал обновления в Политике конфиденциальности Telegram, заявив, что мессенджеру стоит перейти от публичных заявлений к взаимодействию с ФСБ. Ведомство может рассмотреть отмену блокировку, но только тогда, когда Telegram предоставит ключи шифрования ФСБ. В противном случае ситуация останется без изменений.

Некоторые издания предположили, что Telegram всё же решился пойти на уступки в затянувшемся конфликте, но решающую точку в этом вопросе поставил сам Павел Дуров: создатель мессенджера нарушил почти четырёхмесячное молчание и опубликовал специальное сообщение. В нём он рассказал, что изменения Политики конфиденциальности целиком и полностью относятся к новым европейским законам об охране личных данных, а не к блокировке Telegram в России.

«В политике конфиденциальности мы оставили за собой право передавать IP-адрес и номер телефона террористов соответствующим службам по решению суда. Независимо от того, будем ли мы когда-либо пользоваться этим правом, такая мера должна сделать Telegram менее притягательной площадкой для тех, кто занимается здесь рассылкой террористической пропаганды», — говорится в сообщении.

Обращаясь к истории с РКН, Дуров заявил, что изменения не приведут к прекращению попыток блокировки Telegram в России. Во-первых, от руководства мессенджера требуют именно ключи шифрования, чтобы получить доступ к сообщениям всех пользователей. А во-вторых, из-за продолжающейся кампании по ежедневной блокировке сотен IP-адресов Telegram не рассматривает «какие-либо обращения от российских служб».

Что же мы имеем по итогам этого богатого на события дня? Несмотря на несколько интересных новостей, каждая сторона конфликта так и осталась при своём мнении: Роскомнадзору и ФСБ всё также нужны ключи шифрования Telegram, а сам мессенджер «продолжает сопротивление». В то же время Дуров прекрасно дал понять, что не собирается идти на встречу ведомству и спецслужбам, хотя обновление Политики конфиденциальности можно трактовать несколько иначе. Поэтому история с мессенджером ещё далека от завершения.