Семикратный чемпион мира «Формулы-1» Михаэль Шумахер в декабре 2013 года, катаясь на горных лыжах во французских Альпах, получил серьезную травму головы. С тех пор он перенёс множество операций и так не пришёл в себя. Официальный сайт немца опубликовал интервью, которое он дал за месяц до трагедии.
— Какой титул для вас самый эмоциональный?
— 2000 год с «Феррари». 21 год для «Феррари» без чемпионства, четыре года для меня. Наконец-то в Сузуке я провел прекрасную гонку, и мы выиграли чемпионат.
— Кого из соперников вы уважали сильнее всех за более чем 20-летнюю карьеру в «Формуле-1»?
— Мику Хаккинена. Великие сражения, но всегда теплые отношения.
— Насколько важна физическая форма в «Формуле-1»?
— «Формула-1» очень тяжелая. Раньше, без усиления тормозов и руля, она была еще труднее. Но в любом случае это один из самых тяжелых видов спорта, к нему нужно много готовиться.
— У вас были кумиры в детстве?
— Настоящим кумиром для меня был Тони Шумахер, потому что он был великим футболистом. Следил за Айртоном Сенной, Винченцо Соспири.
— Вы верили, что будете устанавливать рекорды «Формулы-1», или у вас были сомнения в своих способностях?
— Сомнения очень важны, чтобы не быть слишком самоуверенным. Нужно быть скептичным, искать возможности для улучшений, для шага вперед. Я чувствовал, что недостаточно хорош, что нужно продолжать работать над собой. Наверное, это была одна из причин того, что я стал тем, кто я есть.
— Вы говорили, что успех достигается командными усилиями. Но разве «Формула-1» — не выступление одного человека?
— Успех в любой жизненной ситуации — это командная работа. Один ты делаешь то, что можешь. В команде ты сильнее. «Формула-1» — командная работа, а не шоу одного человека.
— Вы привели команды «Бенеттон» и «Феррари» к чемпионскому титулу и помогли добиться успеха «Мерседесу». Насколько эти периоды сопоставимы?
— У меня были похожие задачи. Сперва мы строили команду в «Бенеттоне» 4−5 лет, затем то же самое было в «Феррари». Мы пытались сделать то же самое в «Мерседесе» за более короткий период. У них было одна общая деталь — Росс Браун.
— Вы анализировали результаты всех соперников для улучшения результата или только лучших?
— Для поиска новых шагов, для прогресса, для улучшения нужно смотреть не только на машину и на себя, нужно смотреть на других гонщиков. Я следил за всеми.
— Вы говорили, что картинг — лучшая тренировка для гонщиков всех классов. Почему?
— Картинг тренирует много личных навыков. Но больше всего — соперничество, гонки колесо в колесо.
— Можно добраться до вершин только за счет таланта?
— Талант в любом спорте очень важен, но нужно развивать и другие навыки.