Российские власти заранее предприняли дополнительные меры воздействия на блогера Веронику Белоцерковскую (внесена Минюстом РФ в список иноагентов) в виде «наказания рублем», сказал в беседе с NEWS.ru кандидат юридических наук, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Семеновский. Он отметил, что еще до приговора Басманного суда (6 февраля инстанция заочно приговорила женщину к девяти годам тюрьмы за распространение фейков о Вооруженных силах России, также ей запрещено заниматься администрированием сайтов) по ходатайству следствия наложен арест на имущество писательницы. Речь идет о машино-месте и квартире в Москве, а также о доме, квартире и участке в Санкт-Петербурге.
В частности, наложение ареста на имущество состоит в запрете распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться имуществом, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Таким образом, государство параллельно с перспективными в плане вынесения приговора, но мало реализуемыми на практике мерами уголовного наказания заранее предприняло дополнительные меры в виде неформального «наказания рублем». Это пусть пока что и временное, но, по всей видимости, долгосрочное «замораживание» активов подсудимой будет задействовано на весь период уголовного судопроизводства и стадию исполнения наказания, — рассказал Семеновский.
Юрист не исключил, что в случае предъявления гражданского иска в рамках уголовного дела, данное имущество будет реализовано для обеспечения заявленных исковых требований.
Что же касается фактического исполнения вынесенного наказания, то пока Белоцерковская не будет экстрадирована в Россию или сама не вернется в страну, ее будет сложно ограничить в возможности управлять интернет-сайтами, соцсетями и иными информационными ресурсами, а тем более лишить свободы, — заметил эксперт.
Кандидат наук подчеркнул, что, анализируя приговор суда, инстанция с учетом значимости и тяжести содеянного поступка и сопутствующих обстоятельств выбрала верхнюю планку в качестве меры наказания. Российское законодательство за соответствующие правонарушения предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В марте прошлого года она опубликовала в соцсетях сообщения о событиях в Буче, которые противоречили позиции Минобороны РФ. В декабре 2022 года Интерпол отказался выполнить запрос об ее экстрадиции в Россию. В организации считают преследование по статье о фейках политически мотивированным.