Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 стал звездой выставки Airshow China 2024 в Китае, заявили в Ростехе. Глава госкорпорации Сергей Чемезов отметил, что это живучая машина благодаря маневренности и малозаметности. Заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов в беседе с NEWS.ru объяснил, чем Су-57 превосходит американские аналоги и почему не должно быть шапкозакидательских настроений.
Преимущества Су-57 перед американскими «пятерками» F-22 и F-35
Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов в интервью NEWS.ru заявил, что Су-57 — один из передовых истребителей. По его словам, машина превосходит «одноклассников», включая американские «пятерки» F-22 Raptor (первый в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения) и F-35 Lightning II.
«Су-57 — один из передовых самолетов в мире. Первое — мы говорили о том, что у нас должен быть самолет с высокой степенью маневренности. Второе — он должен обладать высокой степенью боевого потенциала. Третье — иметь элементы малозаметности. Наш истребитель уникален и имеет большие приоритеты в сравнении с американскими или китайскими самолетами», — пояснил Попов.
Он уточнил, что экспертные оценки американских аналитиков подтверждают эффективность Су-57. Кроме того, по словам летчика, российский истребитель намного дешевле китайских и американских конкурентов. Генерал подчеркнул, что идеология Су-57 заключается в сочетании высокой маневренности и большого боевого потенциала.
«Малозаметность достигается благодаря конструктивным особенностям покрытия и системам электронного противодействия — РЭБ. Американцы ставят на первое место малозаметность, а потом маневренность и боевой потенциал», — добавил Попов.
По мнению собеседника, эксплуатация F-22 оказалась слишком дорогой для Пентагона из-за «капризности» оборудования. Летчик напомнил, что США приступили к глубокой модернизации F-35.

«В США практически снимают F-22 с вооружения из-за дороговизны обслуживания и „капризности“ оборудования. Американцы перешли к доработке и модернизации F-35. Дуэлей F-22 и F-35 с Су-57 не было», — пояснил Попов.
Эксперт подчеркнул, что превосходство Су-57 над F-22 и F-35 объясняется тем, что Россия разрабатывала истребитель, учитывая ошибки американцев при создании и эксплуатации истребителей.
«У F-22 и F-35 было много проблем с перегрузками пилотов, включая надув кабины кислородом и противоперегрузочные системы, особенно специальные противоперегрузочные костюмы, благодаря которым у человека не отливает и не приливает кровь к голове при положительных и отрицательных перегрузках. Такие вопросы, как обеспечение давления и подача кислорода через маску, оказались критичны», — сказал генерал.
По его словам, летчики катапультировались и погибали. Иногда они приходили в себя на малых высотах, успевая взять управление на себя.
«Из-за этого пришлось ограничить эксплуатацию самолета по перегрузкам шестью единицами (6g), а по отрицательным — тремя-четырьмя единицами», — добавил Попов.
Почему Су-57 можно назвать невидимкой, а F-22 и F-35 — нет
Попов добавил в разговоре с NEWS.ru, что у F-22 и F-35 вызывают нарекания системы обеспечения малозаметности, или «невидимости». По его словам, данный аспект является слабым звеном обеих машин. Летчик объяснил, что самолеты хранятся в США в ангарах, чтобы избежать воздействия солнечной радиации на покрытие.
«Специальная краска подвержена солнечной радиации, инфракрасным лучам и разрушается очень быстро. Примерно через полгода нужно наносить новые слои. Это дорогое удовольствие, поэтому F-22 и F-35 хранятся в ангарах. Зимой возникают проблемы из-за осадков и обледенения, что разрушает поверхность самолетов и снижает их малозаметность. В России при создании Су-57 не только придали машине определенные формы, чтобы снизить площадь отражающей поверхности, но и снабдили истребитель системами РЭБ. Американцы отметили это отличие», — добавил Попов.

«Нельзя допустить шапкозакидательства»
Попов призвал не допустить шапкозакидательских настроений в отношении F-22 и F-35. Эксперт посоветовал не идеализировать Су-57 и не называть западные аналоги дерьмом.
«Нельзя допустить шапкозакидательства, что Су-57 — идеальный истребитель, а F-22 и F-35 — дерьмо. Мы идем в кильватере американских систем и новых самолетов, что облегчило нам разработку. Кроме того, производство машин пятого поколения под вопросом. Создав Су-57, мы, вероятно, еще не наладили его массовое производство. Мы берем на вооружение очень хороших представителей четвертого поколения, а также 4+ и 4++: Су-33, Су-35 и МиГ-35, чьи характеристики и возможности сопоставимы с самолетами пятого поколения США», — добавил Попов.
В Ростехе пообещали нарастить производство Су-57
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ранее передала ВКС России партию новых Су-57. Кроме этих самолетов в войска поступили Су-35С.
«Сегодня Су-57 — единственный истребитель пятого поколения, который подтвердил свои прорывные характеристики во всех вариантах боевого применения. <...> Самолет отличается высокой живучестью благодаря малой заметности и современному бортовому комплексу обороны. Уверен, что истребитель по достоинству оценят зарубежные коллеги», — отметил Чемезов.
Гендиректор ОАК Вадим Бадеха рассказал, что до конца года предприятие передаст ВКС России очередную партию самолетов Су-57 и многофункциональные истребители Су-35С. Машины находятся на разных этапах производства и испытаний. Он добавил, что прикованное к Су-57 внимание на авиасалоне в Чжухае является доказательством того, что борт — лучший в своем классе.

Читайте также:
В ГД предложили сделать еще один выходной из-за «календарной вакханалии»
Трамп вонзит России нож в спину? Что не так с его симпатиями к Путину
Россиянам назвали страны, которые практически не дают визы
Названы категории россиян, имеющие право не платить налог на имущество