До недавних пор зарубежные цифровые аферисты часто открывали новые аккаунты под видом россиян, однако в сентябре Минцифры запретило иностранцам анонимно приобретать номера в РФ. И теперь мошенники принялись скупать готовые учетные записи — в основном у российских школьников. О том, какие меры готовят власти, чтобы защитить юных россиян, и при чем тут Украина, в интервью NEWS.ru рассказывает зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Как Киев развернул цифровую войну против РФ
— Антон Вадимович, правда ли, что украинские мошенники массово скупают аккаунты российских школьников в соцсетях, а потом рассылают с них призывы к диверсиям и ложные сообщения о терактах? Говорят, за каждый аккаунт платят по 7–10 долларов.
— Против России с 2022 года ведется полномасштабная информационная война. Информационный компонент — важнейшее звено любого крупного военного конфликта. Украинские спецслужбы работают со всеми группами населения нашей страны, активно используют самые разнообразные методы социальной инженерии.
Конечно же, они охватывают не только старшее поколение, но и средний возраст, молодежь и школьников. Очевидны и попытки скупки их аккаунтов для использования в самых разных противоправных целях.
В таких случаях очень важна профилактика, в том числе на уровне родителей и педагогов в школах. У социальной сети или у государства нет такого инструментария, который был бы способен отследить процесс купли-продажи аккаунта. Тут вопрос к школьнику, почему он продает аккаунт, вопрос к его родителям, которые это допускают и не контролируют, чем живет их ребенок, и к администрациям школ, которые не уделяют должного внимания профилактической работе по цифровой гигиене.

Поможет ли для защиты аккаунта школьника обязательная верификация
— А как вы оцениваете новые правила об обязательной верификации владельцев сим-карт в борьбе с мошенниками, с лжеминированием?
— Пока рано оценивать их эффективность, потому что еще нет практики. Законодательные акты, о которых вы говорите, были приняты в конце года. Я пока не вижу правоприменения, как эта система работает. Нужно больше времени.
— То есть пока надо действовать на уровне школ и семей?
— Да. Единственный способ решения проблемы — работа с молодежью на уровне школ, семей, общественных организаций и доступной информации. Нужно привлекать лидеров мнений и блогеров для распространения важной информации через каналы, в которых молодежь особенно активна. Традиционные медиа типа телевидения неэффективны, а профильные ведомства не справляются.
К сожалению, Министерство просвещения отстает в противодействии цифровым угрозам. Не хватает специалистов, которые могли бы работать со школьниками и объяснять им правила безопасного поведения в интернете, методы противодействия манипуляциям и распространению фейков.
Качественный педагог не только передает знания о защите от взломов и манипуляций, но и следит за изменениями законов. Он должен рассказывать, например, про наказание за распространение ложной информации, в том числе о Вооруженных силах РФ, чтобы школьники понимали серьезность ответственности и не поддавались манипуляциям, грозящим правовыми последствиями.
Система образования должна пересмотреть свой подход к проблеме. В настоящее время далеко не все школы предлагают ученикам курс по цифровой гигиене и угрозам, которые соответствуют современным вызовам.
Важно работать с подростками, так как они легче усваивают информацию. У педагога по цифровой гигиене должен быть персонализированный подход к каждому ученику. Педагог должен понимать, что окружает, что беспокоит подростка, какие ценности у того сформировались, чтобы научить эффективно противостоять манипуляциям.
Родители тоже должны активно участвовать в жизни своих детей, быть в курсе их действий в Сети и объяснять важность безопасного поведения в интернете.

Нужно ли закрыть подросткам доступ в социальные сети
— А если вообще запретить детям и подросткам пользоваться соцсетями, как это делают некоторые страны?
— Любая российская соцсеть и так не пустит к себе ребенка младше 14 лет. Если ребенок в 12 лет попытается зарегистрироваться во «ВКонтакте» и честно напишет свой возраст, соцсеть его отвергнет. Проблема в том, что молодые люди во время регистрации просто завышают свой возраст.
Тут опять-таки большой вопрос к родителям, которые позволяют своим детям это, ведь именно родители несут за них ответственность. Для решения проблемы не нужна никакая законодательная инициатива.
— А если говорить о подростках старше 14 лет?
— В 14 лет молодой человек уже должен быть подготовлен к вызовам цифрового мира. Мы же не запираем подростков дома и не говорим им: «Извини, мы ограничиваем тебя, потому что выход на улицу опасен — там могут быть мошенники, воры или просто странные люди. Поэтому оставайся дома, не ходи на улицу». К этому возрасту молодой человек должен быть готов ко всему, что он может встретить в социальных сетях и в общении в цифровом мире.
Какие меры планируют власти для борьбы с мошенническими схемами
— Какие новые законодательные инициативы ожидаются для усиления защиты детей в Сети?
— Не буду говорить об инициативах, которые еще не внесены, хотя определенные проекты обсуждаются. В конце прошлого года внесен законопроект о комплексном регулировании видеоигр, где отдельная часть посвящена безопасности детей и тому, как их оградить от опасного контента в видеоиграх. Законопроект еще нуждается в определенной технологической шлифовке, юридической проработке, но, скорее всего, до конца этой сессии он будет принят.
— Какие меры принимают правоохранительные органы?
— Надеюсь, они справятся с этой проблемой. В правоохранительных органах созданы специальные подразделения по противодействию цифровым угрозам. Но число преступлений в цифровой среде кратно возрастают ежегодно. Поэтому необходимо усиливать органы соответствующим кадровым составом.

— Как просвещать родителей и самих детей о риске передачи доступа к своему аккаунту посторонним лицам?
— Специальные инициативы не нужны, должна быть работа на уровне Министерства просвещения. Качественных педагогов не так много. Нужны такие виды мотивации, чтобы такие педагоги приходили преподавать в школах. Многое зависит и от министерства, и от руководителей средних учебных заведений. Очень многое зависит от эмпатии руководства школ, которое должно понимать, как это важно в нынешних реалиях. Это не менее важно, чем сдача ЕГЭ. Я говорю про умение эффективно противодействовать цифровым угрозам, понимать нюансы цифровой среды. Эти навыки детям пригодятся в любом возрасте вне зависимости от того, как они сдали экзамены.
Как родителям сократить активность детей в соцсетях
— Как реагировать родителям, если они обнаружили подозрительную активность в аккаунте ребенка? Как они могут обучить детей безопасному поведению?
— Родителям важно разговаривать со своими детьми и не уклоняться от этой ответственности. Нужно быть на одной волне, понимать, чем те живут. Старайтесь построить с детьми отношения, основанные на доверии и понимании. На мой взгляд, сегодня у нас дефицит такого общения между родителями и детьми. Основная проблема именно в этом.
Нужно учить детей не принимать все на веру, задавать себе вопросы о том, кому что может быть выгодно, не кликать по сомнительным ссылкам. Важно подвергать сомнению любой тезис и не бояться задавать вопросы. В интернете не должно быть авторитетов. Социальные сети — это слабые коммуникационные связи. Сильные связи возникают через личное общение с друзьями и родителями. Родителям стоит помочь детям разобраться во всех этих нюансах.
— Может, открыть факультатив по интернет-безопасности в школах? Ведь родители, к сожалению, не всегда авторитет для детей в этой области.
— Это зависит от самих родителей, авторитетны ли они для своих детей. Это определяется их позицией, навыками общения и умением воспитывать.
Что касается факультатива, нет смысла плодить сущности — уже есть уроки ОБЖ и информатики. В рамках этих дисциплин надо создать нормальный, современный курс цифровой гигиены. К сожалению, во многих школах он преподается весьма некачественно. Нужно работать с кадровым составом.

Какие цифровые системы применят против мошенников
— Как вы оцениваете в целом ситуацию в сфере информационной безопасности в России?
— Борьба с анонимностью, мошенниками, манипуляторами и фейками — это большое комплексное понятие. В это понятие входит все, что так или иначе влияет на информационную безопасность нашей страны, общества, сограждан. Сейчас государство применяет ряд довольно эффективных технологических инструментов, например «Антифрод», госСОПКА, систему противодействия DDoS-атакам.
Государство активно занялось проблемой анонимности в интернете, был принят закон «О блогерах-десятитысячниках». Приняты акты, регулирующие продажу сим-карт иностранцам. Все это — за последние два-три года.
Конечно, можно работать еще лучше. Уверен, что и технологически, и идеологически в ближайшие пять — семь лет мы усовершенствуем систему противодействия и мошенникам, и хакерским атакам.
— Насколько эффективно работает система суверенного Рунета?
— Эффективно. Это позволяет нам относительно спокойно чувствовать себя, на случай если российский сегмент на Западе попытаются отключить от глобальной сети. В целом у профильных государственных органов, исполнительной власти есть четкое понимание вызовов, которые стоят перед страной.
— Применяются ли такие инструменты, как искусственный интеллект, для мониторинга угроз в интернете?
— Думаю, применяются. Такие инструменты эффективны в работе с социальными сетями. И депутатам нужно совершенствовать свои механики, применять ИИ для улучшения своих алгоритмов и для мониторинга киберугроз. Уверен, что работа в этом направлении тоже ведется.
Читайте также:
База данных китайской нейросети DeepSeek утекла в открытый доступ