29 июня 2022 в 19:34

Кто вылетит первым? Москва и Тегеран делят авиабазы в Сирии

Две страны соревнуются, кто сумеет получить больше аэродромов под свой контроль

Фото: Министерство обороны РФ

В последние месяцы арабские СМИ активно пишут, что Иран пользуется занятостью России на Украине, чтобы усилить свои позиции в Сирии. Некоторые военные базы в провинциях Алеппо, Хомса и Латакии, по их словам, Москва сама отдала под контроль Тегерана. В настоящее время также делят и военные аэропорты, притом что это стратегические объекты, которые каждая сторона стремится оставить под своим контролем. Некоторые специалисты считают, что сейчас можно говорить о полноценной «войне сирийских аэропортов» между Ираном и Россией.

На данный момент Москва и Тегеран используют как ряд небольших, так и несколько крупных авиабаз в Сирии. Подчеркнем, что речь идет именно о военных объектах или двойного назначения. Просто гражданские аэропорты остаются в ведении Дамаска.

Так, под контролем России находятся авиабазы Хмеймим в провинции Латакия и Камышлы в столице провинции Эль-Хасака. Тем временем Иран управляет международными аэропортами Дамаска и Алеппо. При этом на некоторых базах российские и иранские военные тесно сотрудничают между собой. Например, аэропорт Камышлы рядом с сирийско-турецкой границей находится под российским контролем. Однако он расположен в черте города Эль-Камышлы, контролируемого иранской стороной, поэтому без взаимодействия там не обойтись. В 2021 году в Эль-Камышлы прибыло более 200 членов ливанской проиранской шиитской организации «Хезболла». Они занялась тренировкой и обучением местных вооруженных формирований, что повысило их влиятельность в городе и позволило получить небольшую долю контроля над аэропортом.

Фото: Friedemann Kohler/dpa/Global Look Press

Плюсов от контроля над авиабазами очень много, рассказал NEWS.ru сирийский аналитик Самир Ахмад.

Для России, отметил он, аэродром — прежде всего площадка для размещения военных самолетов и оперативной переброски войск. Что касается Ирана, то в отличие от России, Турции и США у него нет военных самолетов в Сирии, но зато он использует аэродромы для запуска беспилотников. Кроме того, по словам сирийского эксперта, на гражданских рейсах между Сирией и Ираном тайно привозят разные наркотические препараты, в том числе гашиш и схожий с амфетамином каптагон, также известный как «таблетка джихада» (им в свое время активно пользовались боевики ИГ*). Сирийский обозреватель утверждает, что для подобных перевозок используется в том числе и аэропорт Камышлы.

С одной стороны, может показаться странными, что большинство воздушных гаваней страны управляются не официальным правительством, а другими странами, которые занимаются своими порой подозрительными делами, но реально тут нет ничего удивительного, говорит сирийский аналитик. У правительства Башара Асада нет достаточных ресурсов, чтобы самостоятельно обеспечивать безопасность аэропортов. К тому же передача аэропортов под «внешнее управление» рассматривается Сирией как позволительные уступки России и Ирану в обмен на защиту.

У правительства Асада нет ни силы, ни мощи, чтобы хоть как-то защищать аэропорты. К тому же в Сирии нельзя говорить о каком-то едином правительстве. Есть курды, боевики «Хайят Тахрир аш-Шам»* и другие.

Самир Ахмад сирийский политический обозреватель

* Террористическая организация, деятельность в РФ запрещена.

Хасан Кассем
Хасан Кассем