С 8 августа Израиль возвращается к ужесточению мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Обязательным правилом становится ношение масок при высокой концентрации людей даже на открытом воздухе. Ограничивается доступ в закрытые помещения. Это происходит в условиях, когда еврейское государство лидирует среди других стран по доле привитого населения. Пока пришедшее в этом году к власти правительство Нафтали Беннета продвигает идею с «добавочной» дозой вакцины, недоверие среди граждан растёт.
В эти выходные израильтянам придётся вернуться к повторению пройденного. Маски станут обязательным правилом при скоплении свыше ста человек даже на открытом воздухе, половину сотрудников ведомств и по возможности всего государственного сектора переведут на удалёнку, а частные компании получат рекомендацию поступить таким же образом. Помимо этого, населению запретят «пожимать руки, обниматься и целоваться, а также избегать любых ненужных собраний в закрытом помещении». Людей в возрасте 60 лет и старше обяжут избегать встреч с непривитыми.
Израильская политика в сфере коронавирусных ограничений теперь стала напоминать метод гармошки: с 1 июня в еврейском государстве были сняты все карантинные запреты, кроме обязательства надевать медицинские маски в закрытых помещениях. Однако и оно было снято 15 июня: это произошло на фоне временного улучшения показателей по заболеваемости. Однако примерно через десять дней масочные правила снова начали действовать в связи с ростом числа инфицированных. Официальные лица продолжают утверждать, что прививки всё равно необходимы, и даже форсируют программу вакцинации.
«Добавочные» дозы
Данные израильского Минздрава на 6 августа свидетельствуют о том, что первую дозу вакцины уже получили 5,8 млн человек, что составляет около 62% всего населения (85% от общего числа взрослых), а вторую дозу — 5,3 млн человек (58% от населения и 79% от числа взрослых). Это делает еврейское государство безусловным лидером среди мировых игроков по охвату вакцинацией. Но всех проблем это, безусловно, не решает.
Заболеваемость в стране растёт, и официальные лица еврейского государства всерьёз рассуждают о введении очередного локдауна осенью: власти опасаются нагрузки на систему здравоохранения и хотят сделать всё возможное, чтобы число тяжёлых случаев сократилось. В связи с этим правительство Нафтали Беннета, которое пришло к власти в этом году, делает ставку на распространение третьей дозы, фактически — на программу ревакцинации. Надежды на это средство настолько велики, что министр внутренних дел Израиля Айелет Шакед заявляла: если всё пожилое население получит дополнительную дозу, то всеобщего карантина, скорее всего, удастся избежать. В таком же духе делал высказывания и министр здравоохранения Ницан Горовиц.
На 6 августа третьей дозой привились 350 тысяч человек. Это особо уязвимые социальные группы, в том числе пожилое население. То, что люди в возрасте проявили энтузиазм в отношении ревакцинации, доказали первые дни: за пять дней действия правила «добавочной дозы» привились сразу 205 тысяч человек старше 60 лет.
Беннет сравнил отказ от вакцинации с обстрелами невинных людей и заочно поспорил со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая на днях выступила за введение моратория на ревакцинацию для устранения неравенства между богатыми и бедными странами. Действующий премьер пояснил, что его страна оказывает миру «большую услугу», продвигая бустерные прививки.
Нехватка доверия
Критики израильского правительства указывают на то, что к ухудшению эпидемиологической ситуации привело отсутствие каких-либо перемен в политике борьбы с коронавирусом. Новая правительственная команда накануне выборов в кнессет (парламент) весной этого года предлагала радикальные меры для того, чтобы снизить заболеваемость, вплоть до закрытия международного аэропорта Бен-Гурион.
Но в действительности воздушная гавань до сих пор ужасает наблюдателей «дырявой» системой проверок, а «правительство перемен», как и предыдущий кабмин, продолжает осторожничать с ортодоксальной частью населения, которую нередко называют главным распространителем вируса: вступающие в силу с 8 августа правила не касаются синагог.
Безусловно, за то, чтобы делать исключение для синагог, выступали далеко не все министры. Возражения прозвучали со стороны главы Минфина Авигдора Либермана, министра внутренней безопасности Омера Бар-Лева и ряда других политиков. Однако эффекта это не возымело. Такая ситуация дала критикам повод рассуждать о том, что отсутствие в новом правительстве ортодоксальных партий не особо и ощущается: власть всё равно боится задеть консервативный сегмент, который и без того был враждебно настроен по отношению к «блоку перемен», пришедшему вместо правого кабмина Биньямина Нетаньяху.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что недоверие к новым властям Израиля растёт. В частности, опрос института «Мидгам», который был проведён в сотрудничестве с iPanel по заказу 12-го телеканала местного ТВ, показал: каждый второй гражданин Израиля считает, что именно решения на правительственном уровне привели к скачку заболеваемости. Отвечая на вопрос «Как вы оцениваете действия правительства в борьбе с нынешним кризисом, вызванным эпидемией коронавируса?», 54% опрошенных заявили, что «в целом плохо», 23% — «очень плохо», а 31% — «довольно плохо». Правда, в целом респонденты уверили, что готовы соблюдать условия локдауна, если тот всё-таки будет введён в четвёртый раз.
Если верить тем, кто защищает коронавирусную политику властей, главными показателями, по которым стоит судить о результативности большого охвата вакцинацией, являются число тяжёлых случаев заражения и загруженность медицинских учреждений. В этом плане Израиль пока что действительно сумел показать относительную стабильность. Интрига сейчас заключается лишь в том, чем нынешняя ситуация в сфере борьбы с COVID-19 обернётся для и без того неустойчивого «правительства перемен».