12 ноября 2025 в 16:32

«Камнем рухнул вниз»: что произошло с 57-летним турецким С-130 в Грузии

Обломки на месте крушения турецкого военно-транспортного самолета C-130 недалеко от границы с Азербайджаном Обломки на месте крушения турецкого военно-транспортного самолета C-130 недалеко от границы с Азербайджаном Фото: Zurab Tsertsvadze / AP/TASS

11 ноября на границе Грузии и Азербайджана упал турецкий военно-транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules. На борту судна находились 20 человек — все они погибли. Это уже не первая трагедия с «Геркулесом»: в последние годы подобные трагические инциденты фиксировались в разных уголках планеты. Опрошенные NEWS.ru эксперты придерживаются двух основных версий очередной катастрофы. Что на самом деле случилось с С-130 в небе над Грузией — в материале NEWS.ru.

Что известно о крушении турецкого C-130

Министерство обороны Турции сообщило о крушении C-130 Hercules турецких ВВС на территории Грузии днем 11 ноября. Борт с номером 68-1609 вылетел из азербайджанского аэропорта Гянджа и исчез с радаров через 27 минут после взлета.

В момент катастрофы в самолете находились 20 военнослужащих вместе с экипажем. Поисково-спасательная операция была объявлена незамедлительно, Анкара координировала действия с властями в Баку и Тбилиси. Грузинское Министерство внутренних дел подтвердило, что самолет упал в муниципалитете Сигнахи примерно в пяти километрах от границы с Азербайджаном.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прервал выступление в столице страны, когда узнал о крушении самолета. Он заявил, что «глубоко опечален» этой катастрофой, и назвал погибших мучениками.

Вскоре после известия о крушении президент Азербайджана Ильхам Алиев позвонил Эрдогану и выразил глубокие соболезнования семьям погибших военнослужащих, а также всему турецкому народу.

«В ходе разговора было отмечено, что соответствующие государственные структуры Азербайджана и Турции поддерживают постоянную связь по поводу аварии», — гласит сообщение пресс-службы Алиева.

Министр обороны Азербайджана Закир Гасанов также выразил соболезнования турецкому коллеге Яшару Гюлеру в связи с авиакатастрофой.

«Молю Всевышнего об упокоении душ погибших, разделяю горе их близких и с глубокой скорбью выражаю соболезнования их семьям», — говорится в заявлении.

Ильхам Алиев Ильхам Алиев Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Как разбился турецкий С-130 в Грузии

Известно, что до своего вылета самолет С-130 находился в аэропорту Гянджа всего два часа. Во время подготовки к взлету никаких посторонних вмешательств или попыток приблизиться к нему зафиксировано не было.

Как сообщили источники NEWS.ru в Азербайджане, чьи специалисты с первых минут после ЧП находились в постоянном контакте с турецкими коллегами, пассажирами борта были специалисты по техническому обслуживанию истребителей F-16. Они участвовали в военном параде по случаю пятой годовщины победы Азербайджана над Арменией во Второй карабахской войне. Перед посадкой в самолет все они прошли необходимые процедуры безопасности.

NEWS.ru стало известно, что турецкий самолет перевозил запчасти для F-16. Взрывчатые вещества на борту отсутствовали. Первичный осмотр обломков транспортника не обнаружил признаков внешнего воздействия на судно.

Согласно данным сервиса отслеживания полетов Flightradar24, после взлета С-130 набрал крейсерскую высоту около 7300 метров. Последний сигнал от бортового транспондера был получен всего через неполные 30 минут после взлета. Примерно в это время произошло разрушение конструкции воздушного судна в воздухе.

В соцсетях появились кадры крушения, сделанные очевидцами: на них видно, как массивный фюзеляж с крыльями и четырьмя двигателями падает штопором отдельно от передней и задней частей. За падающими обломками тянется белый шлейф — предположительно, сливаемое топливо или образующийся пар. Момент удара о землю сопровождался мощным взрывом и столбом густого черного дыма.

Фото: Cody Froggatt/Keystone Press Agency/Global Look Press

Первая версия крушения — технические неполадки

Эксперты называют одной из возможных версий крушения турецкого самолета в Грузии износ или технические неполадки. Источник NEWS.ru рассказал, что потерпевший крушение самолет эксплуатировался более 57 лет. Его построили в 1968 году на заводе Lockheed в Мариетте и первоначально поставили в Королевские ВВС Саудовской Аравии. В марте 2010 года машина была приобретена Турцией и приписана к 222-й эскадрилье воздушных перевозок, базирующейся на авиабазе Эркилет в Кайсери.

В последний раз капитальный ремонт судна провели в 2020 году. Самолет прошел модернизацию по программе ERCIYES, получив обновленную авионику, навигационные системы и новые приборные панели в кабине. По данным авиационного ресурса Scramble, машине был присвоен модернизированный индекс C-130EM. В недели, предшествующие катастрофе, самолет регулярно выполнял полеты. Последний рейс перед роковым вылетом — утренний перелет из Кайсери в Гянджу 11 ноября 2025 года.

C-130 Hercules — один из самых массовых и долгоживущих военно-транспортных самолетов в истории авиации. Однако за десятилетия службы они неоднократно становились участниками крупных авиакатастроф, причем нередко причинами ЧП назывались технические неполадки.

К примеру, в апреле 1982 года американский С-130Н потерпел крушение вблизи города Сивас примерно в 360 км к востоку от Анкары. Катастрофа произошла после отказа крепления двигателя № 4 (правый внешний). Отрыв мотора повлек за собой разрушение двигателя № 3 (правого внутреннего), затем оторвалось крыло, и самолет рухнул.

30 июня 2015 года транспортный самолет C-130B, эксплуатируемый 32-й эскадрильей ВВС Индонезии, разбился вскоре после взлета с авиабазы Сувондо в Медане. На борту находились 12 членов экипажа и 101–113 пассажиров. Экипаж сообщил об отказе двигателя и намерении вернуться на базу, но борт, не успев набрать высоту, задел антенну и упал на жилой район. Все пассажиры и экипаж погибли.

Главный редактор портала «Авиа.ру» авиаэксперт Роман Гусаров в беседе с NEWS.ru обратил внимание на траекторию движения турецкого С-130 перед его крушением у грузинской границы.

Обломки на месте крушения турецкого военно-транспортного самолета C-130 недалеко от границы с Азербайджаном Обломки на месте крушения турецкого военно-транспортного самолета C-130 недалеко от границы с Азербайджаном Фото: AP/TASS

«На видео заметно, что самолет падает с большой высоты абсолютно вертикально, находясь в плоском штопоре. То есть он просто вращается и камнем летит вниз. Это говорит о том, что борт полностью потерял скорость — у него нет никакой подъемной силы. Вероятно, произошло так называемое сваливание по причине того, что самолет практически остановился в воздухе, стал лететь медленнее, чем нужно для того, чтобы на крыле была подъемная сила», — пояснил эксперт.

Если это действительно так, считает Гусаров, то речь может идти об отказе двигателей или топливной системы самолета.

«Самолет мог быть с каким-то грузом. Соответственно, он завис в воздухе и пошел вниз. В таком случае, даже если запустить двигатели на взлетный режим, вывести судно из плоского штопора уже невозможно. По крайней мере, такой транспортный большой самолет. И даже не факт, что его можно было перевести в пикирование. Не каждая модель позволяет сделать это, чтобы набрать скорость и запустить двигатели», — подчеркнул Гусаров.

Вторая версия — смещение груза в самолете

Еще одна предполагаемая причина крушения С-130 ВВС Турции — груз в самолете не был закреплен должным образом, в результате чего во время полета начал смещаться. В этом случае он мог повредить корпус и нарушить целостность конструкции.

Подобные случаи также не раз приводили к катастрофам. Так, 21 августа 1997 года транспортник США рухнул из-за неправильной фиксации паллет с грузом. Во время набора скорости перед взлетом часть из них сменила положение, что привело к сильному смещению центра тяжести назад. Борт слишком рано приподнял нос, потерял подъемную силу и упал через две секунды после взлета.

Еще одна похожая трагедия случилась 29 апреля 2013 года в Афганистане. Расследование также подтвердило, что к катастрофе привели нарушения крепления груза: сразу после взлета в транспортном отсеке сместились пять бронетранспортеров MRAP весом по 12–18 т каждый. Один из них пробил переборку, повредил гидросистему и управляющие тросы руля высоты. Самолет вошел в неконтролируемый пикирующий режим и рухнул. Все семь членов экипажа погибли.

Обломки на месте крушения турецкого военно-транспортного самолета C-130 недалеко от границы с Азербайджаном Обломки на месте крушения турецкого военно-транспортного самолета C-130 недалеко от границы с Азербайджаном Фото: Zurab Tsertsvadze / AP/TASS

Версию допускает Виктор Заболотский, заслуженный летчик-испытатель СССР, президент Федерации любителей авиации России, многократный рекордсмен мира по самолетному спорту, кавалер ордена «За личное мужество».

«Если допустить смещение груза, самолет мог потерять управляемость из-за центровки, и рулей бы не хватило, чтобы вывести его в нормальный полет», — подчеркнул эксперт.

О том, что именно смещение груза могло привести к катастрофе в Грузии 11 ноября, сказал в разговоре с NEWS.ru и заслуженный летчик-испытатель, бывший командир отряда летчиков-испытателей № 1 ЛИИ имени М. М. Громова, Герой России Александр Гарнаев.

«На первое место по степени вероятности я бы поставил неправильно закрепленный груз, который мог вызвать катастрофу. В истории транспортной авиации, в том числе американской, такое случалось. И это, с моей точки зрения, гораздо более вероятно, чем ошибка конструкции или износ», — резюмировал летчик.

12 ноября с рассветом поисково-спасательная операция возобновилась на территории Грузии. Официальные источники подчеркивают: компетентные органы Турции, Азербайджана и Грузии тесно сотрудничают, дальше предстоит расследование причин случившегося. Специалисты сходятся во мнении: скорее всего, ответы на главные вопросы будут получены довольно быстро, как только будут найдены черные ящики.

Читайте также:

Почему турецкий самолет С-130 разбился в Грузии: самые реальные причины

Индия отказалась от российской нефти и газа? Что известно

Хромая утка: Украина готовится «хоронить» Зеленского, когда пройдут выборы

Олеся Казакова
О. Казакова
Елена Васильченко
Е. Васильченко
Павел Воробьев
П. Воробьев