В Грузии рухнул турецкий военно-транспортный самолет С-130 с 20 военными на борту. Обстоятельства авиакатастрофы тут же обросли массой слухов и предположений. Что предшествовало трагедии и какие причины на самом деле могли привести к крушению, узнал NEWS.ru.
Что известно о крушении С-130
Военно-транспортный самолет C-130 Hercules разбился на территории Грузии 11 ноября, сообщило Минобороны Турции в соцсети X. По данным ведомства, борт вылетел из Азербайджана. С первых минут после катастрофы Анкара активно взаимодействовала с Баку и Тбилиси по линии расследования причин инцидента, была объявлена поисково-спасательная операция.
По данным Минобороны Турции, на борту C-130 находилось 20 военных вместе с экипажем.
На борту потерпевшего крушение самолета вместе с экипажем находились 20 наших военнослужащих. Поисково-спасательные работы в районе катастрофы продолжаются, — сказано в сообщении информагентства Anadolu.
Вскоре после известия о крушении самолета президент Азербайджана Ильхам Алиев провел телефонный разговор с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом и выразил глубокие соболезнования семьям погибших военнослужащих и всему турецкому народу. Также президент Азербайджана направил официальное письмо, в котором указал, что был глубоко потрясен известием о гибели турецких военных.
Что предшествовало ЧП
Известно, что военно-транспортный самолет вылетел в Турцию из аэропорта Гянджа, где пробыл всего два часа. Согласно полученным NEWS.ru данным, во время подготовки к взлету никаких посторонних вмешательств или попыток приблизиться к самолету зафиксировано не было.
Пассажирами борта были специалисты, обеспечивавшие техническое обслуживание истребителей F-16, которые участвовали в военном параде по случаю пятой годовщины победы Азербайджана над Арменией во Второй Карабахской войне. Перед посадкой в самолет все находившиеся на борту лица прошли необходимые процедуры безопасности.
Как стало известно NEWS.ru, С-130 перевозил запчасти для F-16. Взрывчатые вещества на борту турецкого самолета отсутствовали.
Какие возможные причины крушения С-130, какие еще трагедии случались с этим самолетом
Источники NEWS.ru в Азербайджане, чьи специалисты с первых минут после ЧП находятся в постоянном контакте с турецкими коллегами, сообщили: по результатам первичного осмотра можно сказать, что никаких характерных признаков внешнего воздействия на корпус турецкого военно-транспортного самолета С-130 не обнаружено.
Эксперты выделяют две главные версии произошедшего. Согласно первой, причиной крушения турецкого С-130 стал износ. По данным источника NEWS.ru, самолет эксплуатировался уже длительное время и последний капитальный ремонт проходил в 2020 году. Не исключено, что в результате коррозии могла произойти перфорация корпуса.
Технические неполадки нередко становятся причинами ЧП в авиации. История уже знает подобные примеры с тем же С-130. 13 апреля 1982 года американский самолет C-130H потерпел крушение вблизи города Сивас, примерно в 360 километрах к востоку от Анкары (Турция). Как позже объяснили специалисты, катастрофа случилась после того, как произошел отказ крепления двигателя № 4 (правый внешний). Отрыв мотора повлек за собой разрушение двигателя № 3 (правого внутреннего), затем оторвалось крыло, и самолет рухнул.
30 июня 2015 года транспортный самолет C-130, эксплуатируемый 32-й эскадрильей Военно-воздушных сил Индонезии, был полностью уничтожен вследствие падения вскоре после взлета с авиабазы Медан–Сувондо. На борту находились 12 членов экипажа и 110 пассажиров.
Вскоре после взлета экипаж сообщил об отказе одного из двигателей и решении вернуться на базу. Однако борт, даже не успевший набрать высоту, задел антенну, установленную на здании аэропорта, и врезался в терминал. Все находившиеся на борту погибли.
По второй версии специалистов, турецкий С-130 мог рухнуть из-за нарушения правил крепления груза, вследствие чего во время полета началось его смещение. В этом случае подвижный груз мог ударяться о внутренние поверхности фюзеляжа, что привело к повреждениям и нарушению целостности конструкции.
Смещение грузов не раз приводило к крушение самолетов. Так, 21 августа 1997 года транспортник США рухнул из-за того, что паллеты с грузом были не зафиксированы должным образом. Во время набора скорости перед взлетом часть паллет сменила положение, что привело к сильному смещению центра тяжести назад. Борт слишком рано приподнял нос, потерял подъемную силу и упал через 2 секунды после взлета.
Еще одна трагедия из-за смещения груза внутри самолета случилась 29 апреля 2013 года в Афганистане. В ходе расследования выяснилось, что к трагедии привели нарушения крепления груза: сразу после взлета в транспортном отсеке сместились пять бронетранспортеров MRAP весом по 12–18 тонн каждый. Один из них пробил переборку, повредил гидросистему и управляющие тросы руля высоты. Самолет вошел в неконтролируемый пикирующий режим и рухнул. Все семь членов экипажа погибли.
Специалисты рассказали NEWS.ru, что причина крушения С-130, скорее всего, будет установлена довольно быстро, и в общих чертах возможные обстоятельства трагедии представляются экспертам довольно ясно. Кроме того, самолет упал на ровной местности, а не в горах или в лесу, так что найти черные ящики, которые дадут все ответы, также будет несложно.