Москвичка Айлара Бакиева, выжившая во время теракта в «Крокус Сити Холле», рассказала в интервью Иде Галич, что могла быть в числе первых жертв убийц. После трагедии девушку одолел всепоглощающий и неконтролируемый страх. Чтобы прийти в себя, ей пришлось пить транквилизаторы и 10 месяцев посещать психолога. NEWS.ru рассказывает историю этой девушки.
Дождаться антракта
Айлара Бакиева — руководитель собственного агентства недвижимости и поклонница творчества группы «Пикник». На концерт весной 2024 года она собиралась вместе с другом приобрести билеты на субботнее шоу, но на 23 марта у группы был солд-аут. В итоге за две недели до события удалось купить соседние места на пятничный концерт.
22 марта на входе в фойе концертного зала стояла фотозона для поклонников группы. Но очередь к локации была настолько большой, что друг Айлары уговорил ее вернуться к месту и пофотографироваться во время антракта. Именно люди, находившиеся у фотозоны, первыми попали под огонь террористов, которые явились в «Крокус» за несколько минут до концерта.
«Там было большое количество людей, то есть если бы мы остались, то заняло бы минут 5–7, и вот как раз мы бы оказались в числе вот этих людей, которые погибли самыми первыми», — рассказывает Айлара.

В белом свитере и с пулей в животе
Места девушки и ее друга располагались в бельэтаже. Уже на входе Айлара услышала хлопки, но ей в голову не пришло, что это выстрелы из оружия.
«Так как мы знаем, что группа „Пикник“ славится перформансами некими... Я, зная это, тоже подумала, что это либо какие-то хлопушки, либо какие-то петарды. Понимания того, что стреляют, у меня не было. Но потом, когда началась паника и люди, которые поднялись на второй этаж, начали бежать, кто-то начал кричать, что стреляют», — рассказывает Айлара.
Вместе с другом Айлара спряталась за кресла внутри зала. Из-за акустики казалось, будто выстрелы звучат со всех сторон. Было неясно, в какую сторону бежать от потенциальной угрозы. В зале девушка со спутником провели порядка 3–5 минут. Но когда девушка увидела черный дым, поняла, что если они сейчас не попытаются выйти, то здесь же их настигнет смерть. Люди выбежали из зала потоком из почти 70 человек.
«Я увидела, что мы сбежали туда, где мы и заходили. И вот все люди, которые были в фотозоне, охранники, это все были уже трупы. <...> Я увидела девушку, которая была в белом свитере, и у нее прям пуля была в животе. И у нее такие импульсы были в теле. Видимо, сокращались мышцы. И вот этот образ, он меня еще долго преследовал», — вспоминает Айлара.

Не успели прочитать новости
Следуя за толпой, Айлара и ее друг вышли на территорию соседнего торгового центра. Только добежав до моста, с которого она увидела масштабы катастрофы, девушка осознала, что ей довелось пережить.
«Мы забежали в сам „Вегас“, перебежали его, потому что было страшно бежать по улице. Было ощущение, что они могли где-то в машине тоже находиться — часть других террористов. И бежали в сторону Павшинской поймы через мост. И вот только там, пробежав через весь этот мост, я увидела, как зал горит. И это уже не то что дым, когда мы были в зале, это просто черные клубы дыма, которые летят в воздух. Я тогда выдохнула и поняла, что произошло. Это ад на Земле. Я поняла, что все, кто там остался, они просто не имеют шансов выжить», — рассказывает Айлара.
Родственники к этому моменту еще не знали, что происходило в «Крокусе», но знали, что Айлара отправилась туда на концерт.
«Самой первой, кому я набрала, была моя сестра. <...> И она просто удивлена была: „Что произошло, зачем ты мне звонишь, зачем ты меня пугаешь?“ А потом, когда они увидели эту информацию, она мне уже сама позвонила и была просто в шоке», — рассказывает девушка.
Всю ночь девушка не спала. На следующий день медики диагностировали у Айлары ушиб грудной клетки и спины. Вероятно, эти травмы она получила во время давки на выходе, но не почувствовала на фоне стресса.

Психолог и транквилизаторы
Следующие месяцы Айлара мучилась от флешбэков. Все время, что не была занята работой, она в мыслях прокручивала события того дня, когда произошел теракт. Это вылилось в жесточайшую тревожность.
«Появился вообще страх всего. Мне было даже страшно смотреть на себя в зеркало, и было ощущение, что стреляют в спину. Мне было страшно смотреть вдаль. У меня прям было ощущение, как будто ты на американских горках. Было страшно заходить даже в свой фитнес-клуб, проходить через рамки, турникеты. Было страшно ночевать одной. Тебе становится страшно все. И ты как будто бы учишься жить заново — заново заходить в магазин, в толпу людей, спускаться специально в метро», — рассказывает Айлара.
Невропатолог выписал девушке на несколько недель транквилизаторы, чтобы нормализовать ее состояние. Правительство предоставило жертвам теракта бесплатную психологическую помощь. Со своим психологом Айлара проработала 10 месяцев. С ее помощью девушка собралась и сходила на концерт, который «Пикник» провел 1 июня. Это она сделала вопреки своему страху.
«Если вы хотите лететь на самолете, значит, вы должны лететь на самолете. Если вы хотите идти на концерт, значит, вы должны идти на концерт. <...> И только так возможно жить дальше. Потому что если всю жизнь поставить на стоп, то тогда вот этот процесс выздоровления может занять не один десяток лет. А мне этого не хотелось. Однозначно», — констатирует Айлара.
Читайте также:
Забыли подарить: как гардеробщика из «Крокуса» оставили без квартиры
Хронология теракта в «Крокус Сити Холле»: инфографика
Журавли, взмывающие в небо: фото «Крокуса» спустя год после теракта
Спасавшие людей из «Крокуса» врачи рассказали, что после этого делали дома
Могила близких: что произошло с выжившими в «Крокусе» за год после теракта