18 ноября 2025 в 09:00

Как законсервировать автомобиль на зиму: пошаговая инструкция

Как законсервировать автомобиль на зиму: пошаговая инструкция Как законсервировать автомобиль на зиму: пошаговая инструкция Фото: Shutterstock/FOTODOM
Читайте нас в Дзен

Многие автовладельцы сталкиваются с необходимостью оставить автомобиль без движения на несколько месяцев: кто-то уезжает в длительную командировку, кто-то предпочитает зимой пользоваться общественным транспортом, а кто-то просто не хочет подвергать машину воздействию агрессивных реагентов и сильных морозов. И, как правило, они задаются вопросом: как правильно хранить автомобиль зимой? Расскажем, как грамотная консервация автомобиля на зиму помогает сохранить техническое состояние транспортного средства и избежать неприятных сюрпризов весной.

Почему важно правильно консервировать автомобиль

Длительная стоянка без движения может серьезно навредить машине, если не подготовить ее должным образом. Когда автомобиль стоит в гараже или на паркинге всю зиму, в нем происходят процессы, которые негативно влияют на различные системы и узлы.

  • Аккумуляторная батарея постепенно разряжается даже при отключенных потребителях.

  • Технические жидкости окисляются и теряют свои свойства, а резиновые уплотнители могут деформироваться из-за постоянного сжатия.

  • Шины при длительной нагрузке на одну и ту же точку подвергаются деформации, что приводит к образованию плоских участков на протекторе.

Если машина зимует под открытым небом, риски возрастают многократно. Перепады температур способствуют образованию конденсата внутри салона и в технических полостях, что провоцирует развитие коррозии. Снег и наледь на кузове создают дополнительную влажность, лакокрасочное покрытие страдает от воздействия атмосферных осадков. Уличное хранение без должной подготовки может обернуться владельцу дорогостоящим ремонтом: от замены аккумулятора и восстановления лакокрасочного покрытия до серьезных проблем с двигателем и ходовой частью.

Однако волноваться не стоит — мы расскажем вам о том, как правильно хранить автомобиль зимой.

Подготовка кузова и салона к консервации

Первый и обязательный этап консервации — тщательная мойка кузова. Все загрязнения, дорожная пыль и реагенты должны быть полностью удалены, поскольку они способствуют развитию коррозии во время длительного простоя. После мойки кузов необходимо тщательно высушить и осмотреть на предмет повреждений лакокрасочного покрытия. Обнаруженные очаги коррозии следует зачистить и обработать антикоррозийным составом, даже если времени на полноценный ремонт нет — это предотвратит дальнейшее распространение ржавчины, помогая соблюсти одно из главных правил консервации автомобиля на зиму — не навреди!

Консервация автомобиля на зиму: как подготовить машину к длительной стоянке Консервация автомобиля на зиму: как подготовить машину к длительной стоянке Фото: Shutterstock/FOTODOM

Защитить лакокрасочное покрытие поможет нанесение специального воска или полироля. Эту процедуру легко выполнить своими руками: достаточно нанести состав салфеткой из микрофибры тонким слоем на всю поверхность кузова. Образующаяся защитная пленка отталкивает влагу и предотвращает контакт краски с агрессивной внешней средой. Для долгосрочной защиты можно обратиться в специализированный сервис, где проведут профессиональную антикоррозийную обработку кузова и скрытых полостей.

Резиновые уплотнители дверей, багажника и капота во время консервации автомобиля тоже нуждаются в особом внимании. Их необходимо очистить от грязи и обработать силиконовой смазкой, которая предотвратит замерзание, растрескивание и примерзание резины к металлу. Если автомобиль хранится в помещении, двери и багажник стоит оставить приоткрытыми — это обеспечит вентиляцию и сохранит уплотнители в надлежащем состоянии.

Салон также требует подготовки.

  • Пол необходимо тщательно просушить, коврики лучше свернуть и поставить вертикально в багажник, чтобы под ними не скапливалась влага.

  • Пластиковые элементы стоит протереть ветошью с силиконовой смазкой — при низких температурах пластик становится хрупким и может растрескаться.

  • Кожаные поверхности нужно очистить специальным составом и обработать кондиционером, чтобы материал оставался увлажненным и не потрескался на морозе.

Что делать с аккумулятором: снимать или нет?

Вопрос об аккумуляторе при консервации автомобиля на зиму вызывает больше всего споров среди автовладельцев. Современные батареи хорошо переносят отрицательные температуры и не замерзают в холоде, поэтому снимать аккумулятор и уносить в тепло необязательно. Более того, на морозе разряд происходит медленнее, чем в теплом помещении. Однако извлечение батареи может привести к проблемам с настройками сигнализации, мультимедийной системы и электронного блока управления.

Оптимальное решение при консервации автомобиля на зиму — снять минусовую клемму или отнести полностью заряженный аккумулятор в теплое помещение. Если машина остается на улице без возможности регулярного обслуживания, лучше демонтировать АКБ полностью. Хранить батарею следует в сухом помещении при температуре от 0 до +15 градусов, периодически проверяя уровень заряда.

Что делать с аккумулятором: снимать или нет? Что делать с аккумулятором: снимать или нет? Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Заряжать аккумулятор желательно раз в 10 суток, хотя не все автовладельцы следуют этой рекомендации из-за неудобства процедуры. Если машина стоит в отапливаемом гараже с доступом к электросети, можно периодически запускать двигатель и давать ему прогреться до рабочей температуры в течение 20–30 минут. По окончании периода консервации разряженный аккумулятор потребует зарядки перед запуском, а полностью посаженная батарея может не восстановиться и потребует замены.

Как хранить шины: давление, положение и условия

Колеса и шины при длительной стоянке испытывают постоянную нагрузку на одни и те же участки, что приводит к деформации резины. Идеальный вариант — снять колеса и поставить автомобиль на козлы, что снимет нагрузку с подвески и предотвратит повреждение шин. Но если такой возможности нет, важно правильно организовать хранение демонтированных колес.

Перед отправкой на хранение шины необходимо тщательно вымыть, удалив все загрязнения и камни из протектора. Многие автовладельцы задаются вопросом, как надолго сохранить черный цвет шин и вернуть им первоначальный вид. Для этих целей существуют специальные составы для чернения шин, которые не только придают эстетичный вид, но и защищают резину от растрескивания и преждевременного старения. Чернение шин своими руками можно провести с помощью доступных средств: глицерина, смешанного с водой в пропорции 1:1, или готовых силиконовых составов. Такая обработка особенно актуальна перед длительным хранением, поскольку защитный слой предохраняет резину от пересыхания.

Как хранить шины: давление, положение и условия Как хранить шины: давление, положение и условия Фото: Наталья Шатохина/NEWS.ru

  • Давление в шинах перед хранением должно составлять от 1 до 1,5 атмосферы. При меньшем показателе резина может деформироваться от сдавливания, при большем — от распирания.

  • Колеса в сборе с дисками следует хранить в горизонтальном положении, сложив стопкой по 2–4 штуки, или подвесить на крюки.

  • Покрышки без дисков должны находиться строго в вертикальном положении на стеллаже.

  • Раз в месяц шины рекомендуется поворачивать, чтобы избежать деформации.

Условия хранения резины критически важны для сохранения ее свойств.

  • Помещение должно быть сухим, темным и прохладным, с температурой от +10 до +25 градусов.

  • Недопустимо хранение при температуре ниже 0 или выше +35 градусов, а также при повышенной влажности.

  • Шины следует держать вдали от горюче-смазочных материалов, растворителей и химических веществ.

  • Использование специальных чехлов защитит резину от пыли и ультрафиолета.

Вопрос о том, куда деть снятые колеса, каждый решает исходя из своих возможностей. Можно отдать шины в специализированную «гостиницу», где обеспечат идеальные условия хранения. Хранение на балконе допустимо, если он застеклен и температура не опускается ниже нуля. Складывать колеса в багажник автомобиля, стоящего на консервации, не рекомендуется — это создаст дополнительную нагрузку на подвеску и не обеспечит необходимых условий для резины.

Работа с техническими жидкостями и топливом

Технические жидкости при правильной консервации автомобиля, как правило, остаются в нем. Моторное масло, антифриз, тормозная жидкость и жидкость гидроусилителя руля не требуют слива и сохраняют свои свойства в течение зимнего периода. Более того, перед длительной стоянкой рекомендуется заменить моторное масло на свежее — в нем меньше кислот и продуктов окисления, которые могут повредить детали двигателя.

Исключение составляет вода в бачке омывателя — ее необходимо слить полностью или заменить на незамерзающую жидкость. Замерзшая вода может разорвать бачок и повредить насос омывателя. Слив воды производится через сливной клапан или путем откачивания жидкости из бачка — главное, не допустить ее попадания на землю в гараже или на улице.

Работа с техническими жидкостями и топливом Работа с техническими жидкостями и топливом Фото: Shutterstock/FOTODOM

С топливным баком ситуация обратная: его нужно заполнить бензином полностью, под горловину.

  • Пустой или полупустой бак будет собирать конденсат при перепадах температур, что приведет к попаданию воды в топливную систему и развитию коррозии на стенках металлического бака.

  • Полная заправка исключает образование конденсата и защищает топливную систему. Если бак пластиковый, риск коррозии отсутствует, но проблема с конденсатом остается актуальной.

Для сохранения качества бензина при длительном хранении можно использовать специальные стабилизаторы топлива.

  • Современные экологичные марки бензина с содержанием спиртов сохраняют свои свойства не более месяца, после чего октановое число падает.

  • Стабилизатор добавляется в заполненный бак согласно инструкции, после чего двигатель запускается на несколько минут для распределения присадки по топливной системе.

После окончания консервации технические жидкости не требуют замены, если их срок службы не истек.

  • Однако специалисты рекомендуют проверить уровень и состояние всех жидкостей перед началом эксплуатации автомобиля.

  • Старые, отработанные жидкости подлежат утилизации в специализированных пунктах приема — выливать их на землю категорически запрещено из-за токсичности и вреда для окружающей среды.

Грамотная консервация автомобиля на зиму требует времени и внимания к деталям, но эти усилия окупаются сохранностью техники и отсутствием неприятных сюрпризов весной. Следуя простым рекомендациям по подготовке кузова, салона, аккумулятора, шин и технических жидкостей, вы обеспечите своему автомобилю безопасную зимовку и продлите срок его службы.

Ранее мы рассказывали, как подготовить машину к зиме для идеальной ее эксплуатации.

Читайте также
Валентина Еремеева
В. Еремеева