08 октября 2025 в 11:32

История корабля «Ваза»: гордость флота, пролежавшая на дне 300 лет

История корабля «Ваза»: гордость флота, пролежавшая на дне 300 лет История корабля «Ваза»: гордость флота, пролежавшая на дне 300 лет Фото: Alexander Farnsworth/picture alliance/Global Look Press

«Ваза» (швед. Vasa) — единственный в мире сохранившийся древний парусный корабль. Он прошел путь от флагмана шведского флота до самого посещаемого музея Скандинавии. Мы расскажем его удивительную историю: от постройки и рокового крушения до поднятия из глубин и превращения в главную достопримечательность Стокгольма.

Строительство и роковое плавание: почему «Ваза» утонул

История корабля «Ваза» началась с амбиций шведского короля Густава II Адольфа. В разгар Тридцатилетней войны он стремился установить господство Швеции на Балтийском море, для чего требовался мощный и внушительный флот. По его личному приказу в 1626 году началось строительство нового флагмана — корабля, который должен был стать одним из самых крупных и тяжеловооруженных в регионе. Свое название он получил в честь правящей династии Васа, чей герб — золотой сноп — украшал его корму.

К созданию гиганта длиной 69 метров и высотой от киля до клотика в 52,5 метра привлекли более 400 человек.

Для строительства было вырублено около тысячи вековых дубов. Работы велись под руководством опытного голландского корабела Хенрика Хюбертссона. Король лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана. Изначально планировалось установить 32 пушки, но по настоянию монарха, большого поклонника артиллерии, их число удвоили, разместив на двух орудийных палубах. В итоге корабль «Ваза» был вооружен 64 бронзовыми пушками, 48 из которых были 24-фунтовыми. Помимо мощи, корабль демонстрировал богатство и величие. Корабль «Ваза», скульптуры и убранство которого были чрезвычайно пышными, украшали сотни позолоченных и раскрашенных резных изображений библейских, мифологических и исторических персонажей.

10 августа 1628 года стал днем триумфа и трагедии. При ясной погоде и порывистом ветре корабль торжественно отчалил от королевского дворца, направляясь к военно-морской базе Эльвснаббен. На борту находилось около 150 человек: члены экипажа, их семьи, а также высокопоставленные гости. Проплыв всего около 1300 метров, он попал в сильный порыв ветра. Судно опасно накренилось, вода хлынула через открытые пушечные порты нижней палубы, и всего через несколько минут на глазах у многотысячной толпы зрителей флагман затонул, унеся с собой жизни, по разным оценкам, от 30 до 50 человек.

Сразу после катастрофы было начато расследование для того, чтобы выяснить, почему затонул корабль «Ваза». Современные исследователи и историки сходятся во мнении: причина была в конструктивной ошибке. Корабль имел слишком высокий центр тяжести из-за массивной верхней части с тяжелыми пушками на двух палубах и богатого декора. Его подводная часть и балласт были недостаточны для противодействия такому весу, что делало судно крайне неустойчивым. В ту эпоху не существовало точных инженерных расчетов, и корабли строили, опираясь на опыт. Корабль «Ваза» — это наглядный урок того, как амбиции и нововведения, не подкрепленные знанием, могут привести к катастрофе. Любопытно, что следственная комиссия в XVII веке не смогла найти виновного, так как главный строитель корабля к тому времени уже скончался, а судно было построено в точности по утвержденным королем размерам.

Строительство и роковое плавание: почему «Ваза» утонул Строительство и роковое плавание: почему «Ваза» утонул Фото: Alexander Farnsworth/picture alliance/Global Look Press

Операция по подъему корабля-легенды со дна моря

После подъема 53 ценнейших бронзовых пушек в XVII веке о корабле «Ваза» практически забыли на 300 лет. Его воскрешение — заслуга одного целеустремленного человека. Инженер и энтузиаст морской истории Андерс Франсен предположил, что корабль мог прекрасно сохраниться в холодной и малосоленой воде Балтийского моря, где не водится разрушающий древесину корабельный червь. После многолетнего изучения архивов и поисков в августе 1956 года Франсен с помощью ручного лота обнаружил деревянный объект. Водолазы подтвердили: на глубине 32 метров лежит корабль «Ваза» с двумя рядами пушечных портов.

Началась сложнейшая операция, которую журналисты позже назвали «самым большим в мире пазлом». Подъем корабля «Ваза» со дна был грандиозным проектом. Водолазы в течение двух лет промывали шесть туннелей под корпусом судна, чтобы протянуть стальные тросы. 24 апреля 1961 года, через 333 года после гибели, парусник величественно всплыл на поверхность. Это событие стало национальным шведским праздником, за которым следила вся страна.

Что нашли внутри: уникальные артефакты XVII века

Когда корабль оказался на поверхности, начался не менее важный этап — изучение и реставрация. Вместе с корпусом было поднято около 14 000 отдельных деревянных деталей и фрагментов, которые предстояло вернуть на свои места. Но главным сокровищем стали тысячи артефактов, которые превратили его в настоящую капсулу времени. Благодаря уникальным условиям Балтики сохранились не только деревянные конструкции, но и предметы из кожи, ткани и металла.

Археологи обнаружили личные вещи членов экипажа и пассажиров: кожаную обувь, одежду, монеты, посуду, а также предметы быта — медицинские инструменты цирюльника-лекаря, деревянные тарелки, бочки для провизии, которые подвешивали к потолку для защиты от крыс, и даже игру, напоминающую нарды. Сохранились шесть из десяти первоначальных парусов, что является абсолютной редкостью. Находки позволили составить детальное представление о жизни, питании и условиях службы моряков XVII века. Были найдены и останки по меньшей мере 15 человек, погибших в катастрофе. Их изучение помогло узнать о здоровье, питании и физических нагрузках людей той эпохи.

Особого внимания заслуживает реставрация корабля «Ваза». Чтобы огромный массив древесины (на каждый килограмм дерева приходилось 1,5 литра воды) не разрушился при высыхании, его в течение 17 лет непрерывно орошали специальным консервирующим составом — полиэтиленгликолем. Это была беспрецедентная по своим масштабам операция. После консервации началась сборка «гигантского пазла» — все поднятые со дна резные украшения и скульптуры были возвращены на корпус, причем недостающие элементы изготавливали из нового, специально подобранного дерева, чтобы их можно было отличить от оригинала.

Музей Васа в Стокгольме: как добраться и что посмотреть Музей Васа в Стокгольме: как добраться и что посмотреть Фото: Alexander Farnsworth/picture alliance/Global Look Press

Музей Васа в Стокгольме: как добраться и что посмотреть

Сегодня возрожденный корабль является центром специально построенного для него музея Васа в Стокгольме. Здание было возведено вокруг самого корабля, который так и не тронулся в свое последнее плавание. Музей расположен на острове Юргорден по адресу: Галэрварвсвэген (Galärvarvsvägen), 14. Это одно из самых популярных мест в Скандинавии.

Помимо самого корабля, который можно рассмотреть с семи уровней-палуб, здесь представлены тематические выставки, рассказывающие о корабле «Ваза» и истории его плавания, подъема и консервации. В витринах выставлены подлинные вещи, поднятые с корабля. Несколько раз в день демонстрируется фильм о «Вазе» с захватывающими кадрами его подъема. Музейный магазин и ресторан предлагают гостям завершить визит в комфортной обстановке.

Ранее мы писали про тайну исчезновения неандертальцев: что говорит наука

Оксана Головина
О. Головина