Европа годами политизировала «Северный поток — 2», считая его оружием России и угрозой своей энергобезопасности. Поэтому вопрос запуска трубопровода трудно дается европейским политикам, для Москвы же запуск СП-2 не является самоцелью, заявил в беседе с NEWS.ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Он отметил, что публикации в СМИ о «позорном» запуске Германией «Северного потока — 2» и всевозможные домыслы не следует воспринимать всерьез. Скорее всего власти ФРГ пока данный вопрос не рассматривают.

Может ли быть запущен СП-2? Да, в теории. Но шансы на это, по крайне мере сейчас, невелики, — сказал эксперт.

По его мнению, в Европе думают, что трубопровод рассматривают как некий вариант на случай критической ситуации в проведении отопительного сезона. Предполагается, что его можно запустить в любое время, продержаться необходимое время, а затем навсегда остановить и перевернуть «позорную страницу».

Россия рассматривает СП-2 иначе, для нее запуск газопровода не является самоцелью, добавил Юшков. Старт СП-2 — это повод для диалога, Москва не будет давать его по первой прихоти Европы, она настроена на его долгосрочную работу, считает собеседник. Например, в контракты включить допсоглашения о том, что определенные объемы газа должны обязательно идти по СП-2.

Здесь европейцам сложно это сделать, так как они годами «Северный поток — 2» называли политическим оружием Кремля и так далее, поэтому чисто технический вопрос так трудно им дается, — отметил Юшков.

Он подчеркнул, что Европа сама создала такую абсурдную ситуацию. Ведь сухопутная часть СП-2 уже работает и никаких негативных последствий для ЕС в этом нет.

Никто никого не поработил с точки зрения газа. Поэтому они сами виноваты в том, что так мощно идеологизировали и политизировали этот проект, — заключил Юшков.

Ранее чешский экономист Лукаш Кованда заявил, что Германии предстоит «позорный» запуск СП-2 нынешней осенью или зимой. По его мнению, Берлин будет вынужден пойти на это из-за ухудшения ситуации с газом, а также с доставкой угля для электростанций в результате снижения уровня воды в Рейне.